14 ноября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Зыбелевой Т.Д.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционным жалобам Княгининой Л.Э.
на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 05 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Княгининой Л.Э. о признании незаконными решений ОСЗН Южное Медведково - отказать",
установила:
Княгинина Л.Э. обратилась в суд с требованиями к Отделу социальной защиты населения района Южное Медведково г. Москвы, замененному в последующем в порядке ст. 44 ГПК РФ, на УСЗН СВАО г. Москвы, согласно уточненным требованиям (л.д. 66), о признании незаконными решений об отказе в назначении и выплате единовременных пособий при передаче детей К.А.В. и Ф.М.И. на воспитание в семью, обязании произвести назначение и выплату данных пособий, - в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ей с супругом под опеку по договору о приемной семье были переданы несовершеннолетние дети - К.А.В., *** г. рождения, и Ф.М.А., *** г. рождения, однако, в выплате единовременного пособия при установлении опеки (попечительства) над детьми ей было отказано в связи с тем, что сведения, изложенные в актах об оставлении детей в лечебно-профилактических учреждениях в отношении родителей (матерей) последних, не дают оснований для назначения указанных выплат, с чем истец не согласна, поскольку в отношении данных детей были составлены акты об оставлении в Детской инфекционной больнице N 6 и родильном доме N 6 ЦАО 26.11.2003 г. и 09.07.1999 г., соответственно, что в силу п. 35 "з" Порядка и условий выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом от 23.12.2009 г. N1012н Минздравсоцразвития РФ, как полает истец, дает ей право на получение данных выплат.
В судебном заседании Княгинина Л.Э. заявленные требования поддержала, представитель ответчика заявленные требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Княгинина Л.Э.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Княгинину Л.Э., представителя УСЗН СВАО г. Москвы - Хохлову Н.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда, исходя из следующего:
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены виды государственных пособий, к которым отнесено и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, а также предусмотрено, что порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 12.1. указанного Федерального закона право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
Согласно ст. 12.2. данного Федерального закона единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.
В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Распоряжениями УСЗН района Южное Бутовой ЮЗАО г. Москвы от 08.08.2014 г. N 726-Р/ОП и N 728-Р/ОП супруги Княгинин М.А. и Княгинина Л.Э., имеющие своих четверых детей, как указала истец при рассмотрении дела, были назначены опекунами (попечителями) оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних К.А.В., *** г. рождения, и Ф.М.И., *** г. рождения, с передачей их на воспитание в приемную семью на возмездных условиях.
29.08.2014 г. между УСЗН района Южное Медведково г. Москвы и Княгининым М.А., Княгининой Л.Е. были заключены договоры о приемной семье N 18-ПС и N 13-ПС, по условиям которых приемный родитель на возмездных условиях принял на себя обязательство осуществлять воспитание и содержание, обеспечение уходом и лечением несовершеннолетних К.А.В. и Ф.М.И., соответственно, а орган опеки и попечительства обязался производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемных детей.
Княгинина Л.Е., *** г. рождения, 21.01.20015 г. обратилась с заявлениями в ОСЗН района Южное Медведково УСЗН СВАО г. Москвы о назначении и предоставлении единовременного пособия при передаче детей на воспитание в семью, в чем ей было отказано в связи с тем, что не было представлено документов, подтверждающих отсутствие родительского попечения, предусмотренных п. 35 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н, а представленные акты не дают оснований для предоставления указанных мер социальной поддержки, поскольку не подтверждают обстоятельства, установленные в пп. "з" п. 35 названных Порядка и условий, так как не содержат информации о наличии либо отсутствии документов удостоверяющих личность у матерей Фролова А.В. и Козлова М.И.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пп. "з" п. 35 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н, в качестве оснований для назначения спорных выплат предусмотрен только один акт - акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды, или в которую обратилась мать после родов; иные акты об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении в качестве документов, подтверждающих отсутствие родительского попечения, не предусмотрены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований для отмены либо изменения решения по доводам апелляционной жалобы истца в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из следующего:
Правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, определены в Порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н.
Пунктом 31 названного Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н, предусмотрены положения, аналогичные приведенным выше положениям ст. 12.1. Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с положениями п.п. 34, 35 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н, для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью представляются:
заявление о назначении пособия;
копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье;
справка, подтверждающая факт установления инвалидности, - для лиц, усыновивших ребенка-инвалида;
документы, подтверждающие родственные отношения детей, - для лиц, усыновивших братьев и (или) сестер.
Документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, представляются в случае отсутствия в решении суда об усыновлении информации о наличии инвалидности ребенка (детей), а также родства между усыновленными детьми.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью помимо документов, указанных в пункте 34 настоящего Порядка, представляются копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей:
а) свидетельство о смерти родителей;
б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
в) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;
г) заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
д) справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
е) решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе(лях) из актовой записи о рождении ребенка;
ж) справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено;
з) акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;
и) свидетельство о рождении, в строках "мать" и "отец" которого стоят прочерки.
Из анализа приведенных положений следует, что основанием для назначения спорных пособий при передаче детей в семью является ряд определенных законодательно случаев, а именно: если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, - который расширительному толкованию не подлежит и должен быть подтвержден определенными документами. В данном случае, должно быть подтверждено не установление личности родителей (матерей), которое должно было быть зафиксировано в соответствующих актах.
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела свидетельствам о рождении и выпискам из актов гражданского состояния о рождении в графе родители: у К.А.В. в отношении отца стоит прочерк, указана мать - К.Т.В., *** г. рождения; у Ф.М.И. в отношении отца также стоит прочерк, указана мать - Ф.С.М.
В соответствии с актом от 26.11.2003 г., составленным ГУЗ г. Москвы Детская Инфекционная клиническая больница N 6, 11.09.2003 г. из роддома N 6 машиной скорой помощи был доставлен ребенок К., *** г. рождения, матери были сообщены адрес, телефон больницы и предложено навещать своего ребенка, в отношении сына мать не делала никаких заявлений, со дня госпитализации ребенка, то есть с 11.09.2003 г., им никто не интересовался. Распоряжением И.о. руководителя Муниципалитета Головинского района г. Москвы от 13.11.2003 г. N 310 К.А.В. был направлен в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Согласно сообщения Родильного дома N 16, мать К.А.В. - К.Т.В. находилась в роддоме без документов, все сведения записаны с ее слов: дата рождения - *** г., место проживания: *** район, ул. ***, ***, регистрации нет, в отношении сына ничего не заявляла, 10.09.2003 г. была переведена по Клиническую инфекционную больницу, в роддом по поводу своего ребенка не обращалась. Из запроса о розыске матери К.А.В., направленного администрацией Дома ребенка N 10 г. Москвы Тверскому межрайонному прокурору г. Москвы следует, что К.Т.В., с ее слов, была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. ***, ул. ***, ***, К.Т.В. ни в роддом, ни в Детскую инфекционную клиническую больницу, куда был переведен ребенок, не обращалась, в г. Москве и Московской области по сведениям ЦАБ г. Москвы на 09.11.2006 г. не зарегистрирована, согласно ответа по телефону из адресного бюро г. *** К.Т.В. также на указанную дату не зарегистрирована по месту жительства и в г. Оренбург, что в последующем было подтверждено справкой Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Оренбургской области.
В соответствии с актом, составленным Родильным домом N 6 в целях регистрации рождения Ф.М.И. и передаче его в больницу, 06.07.1999 г. из родильного дома N 6 ушла роженица, оставив новорожденного сына, по письменному заявлению, указав на необходимость подготовки детских вещей и т.п. (была отпущена на один день); женщина поступила в роддом 28.06.1999 г. без документов и назвалась Ф.С.М, указав возраст *** года, национальность - русская, место жительства: п. им. *** *** района *** области, ул. ***, ***, результатами проверки 10 отделения милиции Москвы подтверждено проживание Ф.С.М., *** г. рождения по указанному адресу; распоряжением Главы Управы района Тверской г. Москвы от 02.04.2001 г. N 300р Ф.М.И. был передан на полное государственное обеспечение в детское учреждение; согласно справки ЦАСБ ГУВД г. Москвы Фролова С.М. выбыла с указанного выше адреса 25.07.1995 г. в г. ***, по сообщению МОБ УВД г. Курска МВД РФ от 10.02.2000 г. Ф.С.М. проживающей в г. *** не значится; на период 2001-2002 гг. Ф.С.М. по вопросу розыска сына не обращалась.
Таким образом, из представленных документов следует, что личности матерей как Ф.М.И., так и К.А.В. были установлены, в связи с чем лечебными учреждениями, где они были оставлены и не были составлены акты, предусмотренные пп. "з" п. 35 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н; запись о матерях имеется в свидетельствах о рождении детей, каких либо заявлений матери в отношении своих детей не делали, сведений о наличии иных документов, установленных в п. 35 приведенных Порядка и условий, не имеется и при рассмотрении дела представлено не было.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку выводов суда и представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 05 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Княгининой Л.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.