16 ноября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
судей Вьюговой Н.М., Новиковой Е.А.,
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Новиковой Е.А., дело по апелляционной жалобе истца **** Е.В. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 мая 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований **** Е.В. к Публичному акционерному обществу "****" о признании незаконным отключения электроэнергии, взыскании денежных средств по оплате услуги по возобновлению подачи электроэнергии, компенсации морального вреда, стоимости продуктов, расходов - отказать.
установила
Истец **** Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику ПАО "****" о защите прав потребителя, просила признать незаконными действия ответчика по приостановлению подачи электроэнергии истцу; обязать ответчика вернуть сумму оплаты услуг по возобновлению подачи электроэнергии в размере **** руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере **** руб.; стоимость продуктов в размере **** руб.; расходы на подготовку документов для суда в размере **** руб.
В обоснование требований истец указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: **** . **** года ПАО "****", в отсутствие предварительных предупреждений, в ее квартире было произведено отключение подачи электроэнергии, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате электроэнергии. **** года задолженность была погашена, однако подача электроэнергии была возобновлена только **** года после ** часов. В результате отключения электроэнергии испортились находившиеся в холодильнике продукты, в результате неправомерных действий ответчика истец в течение * суток находилась без электроснабжения.
В судебном заседании в суде первой инстанции истец **** Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ПАО "****" по доверенности **** Н.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, по доводам изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец **** Е.В. по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец **** Е.В. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель ответчика ПАО "****" по доверенности **** Н.В. с апелляционной жалобой не согласна, полагает решение суда правильным.
Проверив материалы дела, выслушав истца **** Е.В., представителя ответчика ПАО "****" по доверенности **** Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения, в силу следующего.
Из материалов дела следует, что **** Е.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ****.
М года ПАО "****" направило в адрес истца извещение о предстоящем приостановлении подачи электроэнергии, в случае неоплаты задолженности в размере **** руб. ** коп., что подтверждается реестром почтовых отправлений и почтовой квитанцией от **** года (л.д.**).
Данное извещение истцом получено не было, возвращено за истечением срока хранения.
На основании Задания N**** от **** года, в связи с наличием задолженности по оплате электроэнергии, **** года по адресу: **** была прекращена подача электрической энергии.
**** года истцом погашена задолженность по оплате электроэнергии в размере **** руб. ** коп. (л.д.*).
На основании квитанции об оплате задолженности, после оплаты истцом услуги по восстановлению подачи электроэнергии в размере **** руб., электроснабжение жилого помещения было восстановлено (л.д.*).
Согласно ч.ч.2,3 ст.546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно п.п.а) п.117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
В силу положений п.119 указанных выше Правил, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд исходил из того, что у **** Е.В. имелась задолженность по оплате электроэнергии, установленная процедура приостановления подачи электроэнергии ответчиком была соблюдена, поэтому ПАО "****" имело право произвести ограничение режима потребления электроэнергии в квартире истца.
Судебная коллегия считает, что судом ошибочно сделан вывод о соблюдении ответчиком процедуры приостановления подачи электроэнергии.
Так, направив **** г. **** Е.В. извещение о приостановлении ****года подачи электроэнергии, ответчик не дождавшись истечения 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги, приостановил ее предоставление и не исполнил обязанность по письменному предварительному за 3 суток извещению истца о введении ограничения предоставления коммунальной услуги, путем вручения извещения под расписку.
Таким образом, факт ненадлежащего уведомления истца о предстоящем введении ограничения предоставляемой коммунальной услуги по электроснабжению нашел свое достоверное подтверждение в ходе судебного разбирательства, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ПАО "****" в пользу **** Е.В. убытков в виде оплаты услуги по возобновлению подачи электроэнергии в размере **** руб., в соответствии со ст.15 ГК РФ, ч.1 ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии со ст.151 ГК РФ, ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей", с учетом установленных обстоятельств нарушения прав истца, в связи с незаконным отключением электроэнергии, и степени перенесенных истцом нравственных страданий вследствие нахождения без электроснабжения, судебная коллегия полагает определить ко взысканию с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере **** рублей.
В соответствии со ст.ст.94,98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы по оплате услуг по ксерокопированию в размере **** рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ПАО "****" подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета г.Москвы в размере **** рублей, от уплаты которой истец была освобождена при подаче искового заявления на основании п.4 ч.2 ст.333.36 НК РФ.
В обоснование требований о взыскании убытков в виде стоимости испорченных продуктов в размере **** руб., истцом представлен кассовый чек от ****г. о приобретении продуктов на сумму **** руб.
Вместе с тем, данный кассовый чек сам по себе не является достоверным подтверждением факта приобретения перечисленных в нем продуктов именно истцом и их нахождения в холодильнике истца в период отключения электроэнергии. Других доказательств в подтверждение данного требования, свидетельствующих о том, что поименованные в кассовом чеке продукты имелись в наличии и были испорчены в результате отключения электроэнергии, истцом, в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, не представлено, поэтому требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 мая 2016 года отменить.
Взыскать с ПАО "****" в пользу **** Е.В. **** рублей, компенсацию морального вреда **** рублей, судебные расходы **** рублей.
Взыскать с ПАО "****" госпошлину в доход бюджета г.Москвы в размере **** рублей.
В остальной части иска отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.