Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Кнышевой Т.В., Самохиной Н.А.,
при секретаре Курбановой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Самохиной Н.А.
дело по апелляционной жалобе Кубышина А.А. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 27 июня 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кубышина А.А. к ГБУ "Ритуал" о признании отказа установить границы участка незаконным, обязании установить границы участка, взыскании понесенных расходов отказать в полном объеме,
установила
Истец Кубышин А.А. обратился в суд с иском к ответчику ГБУ "Ритуал" с требованиями о признании незаконным отказа установить границы земельного участка под захоронение и обязать ответчика установить границы земельного участка под захоронение в размере 1,8x2,0 м.
В обоснование своих требований истец указал на то, что на участке N 5 Введенского кладбища г.Москвы, имеется родственное захоронение с могилой в которую захоронены родители истца: Кубышин А.В., скончавшийся в 1939 г., peг. N 14663 и Копылова М.К., скончавшаяся в 1991 году, peг. N 5. Истец является ответственным за данное захоронение. Земельный участок под захоронение был выделен в 1949 г. после смерти Кубышина А.В., о чем матери истца Копыловой М.К. было выдано удостоверение о регистрации могилы в 1949 г. под N 14663, участок 2/2. Слева от родственного захоронения Кубышина А.А., в металлической ограде размером 2x2,50 м находится захоронение семьи Минц. Истец обращался в ГБУ "Ритуал" с заявлением о захвате участка могилы с захоронением Кубышина А.В. и Копыловой М.К. и 19.02.2014 г. получил ответ, что осмотром участка могилы с захоронением Кубышина А.В. и Копыловой М.К. установлено, что размер данного захоронения составляет 1,0x1,8 м, что укладывается в существующий норматив под одно захоронение гробом. Отказ ГБУ "Ритуал" в установлении границы участка под захоронение 1,8x2,0 м истец считает незаконным, противоречащим действующему законодательству, поскольку Кубышин А.В. был женат и имел сына. Как человеку, имеющему семью, ему был предоставлен участок на две могилы, что соответствует требованиям Закона г. Москвы "О погребении и похоронном деле в г. Москве" от 04.06.1997 г. N11 и Рекомендациям о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ МДК 11-01.2002 г. По утверждению истца, соседние участки не должны уменьшать законный размер под захоронения, в связи с чем, уменьшение участка до размера 1,0x1,8 м нарушает законные права и интересы Кубышина А.А., как ответственного за захоронение. Одновременно истец просил взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере _ руб.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит Кубышин А.А. по доводам апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции истец Кубышин А.А. и представитель истца по доверенности Бородин А.П., просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Романова Д.А. просила апелляционную жалобу отклонить, оставив решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда соответствует в полном объеме.
В соответствии с п. 11 Санитарных правил устройства и содержания кладбищ, утвержденных главным государственным санитарным инспектором СССР 1 ноября 1960 г. N 343-60, п. 2.2 Санитарных правил устройства и содержания кладбищ, утвержденных заместителем главного санитарного врача СССР Заиченко А.И. 10.02.1977 г. N 1600-77, захоронение производится в отдельных могилах на каждого умершего, на каждую могилу отводится участок 5 кв. м, расстояние между могилами по длинным сторонам должно быть не менее 1 м, по коротким - не менее 0,5 м.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12.01.1979 г. утверждена Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР от N 25, где п. 3.8 закреплено, что отвод участка земли под захоронение гроба должен составлять не более 5 кв. м, а размер могилы для захоронения гроба следует принимать 2х1 м.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Пунктом 5 ст. 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона г. Москвы "О погребении и похоронном деле в г. Москве" от 04.06.1997 г. N 11 предусмотрено, что размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ в РФ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления, а в городе Москве органами исполнительной власти таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2008 г. N 260-ПП введены в действие п. 2.5-2.5.2 Правил работы кладбищ и крематориев города Москвы, порядок их содержания, согласно которым вновь отводимые на городских и муниципальных кладбищах участки под захоронения должны иметь следующие размеры: под захоронение тела в гробу: на старых участках кладбищ - 1,0 х 2,0 м, а при наличии возможности участок может быть увеличен до размера - 1,5 х 2,0 м или 1,8 х 2,0 м); на кладбищах, свободных для захоронения, - 1,8 х 2,0 м; под захоронение урны с прахом на основании договора. Надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного участка. Сооружения, установленные за пределами отведенного участка, подлежат демонтажу администрацией кладбища в установленном порядке (п. 1.8, 3.5 Правил).
В соответствии с п. 10.9 Рекомендаций о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ МДК 11-01-2002 г. во исполнение требований Федерального закона "О погребении и похоронном деле", места захоронений рекомендуется предусматривать следующих видов: на одну могилу - для одиноких и малоимущих граждан; на 2-6 могил - семейные, семейные склепы и пантеоны.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на участке N 23 Введенского кладбища, имеется могила, в которую последовательно захоронены: Кубышин А.В., скончавшийся в 1939 г., peг. N 14663 и Копылова М.К., скончавшаяся в 1991 году, peг. N 5. Ответственным за указанное захоронение является истец Кубышин А.А.
Из материалов дела также усматривается, что при захоронении Кубышина А.В. в 1939 г. был выделен участок под одно захоронение с гробом без ограды, что также подтверждено заявлением истца от 31.12.1991 г. на захоронении матери Копыловой М.К. к отцу Кубышину А.В. Могила без ограды, имеется цветник и мраморная доска. Размер могилы не указан. В копиях журнала регистрации захоронений, размер могилы, выделенный Кубышину А.В., также не указан.
В связи с обращением истца в Аппарат Мэрии и Правительства Москвы, по вопросу захвата части участка родственного захоронения на Введенском кладбище, письмом Департамента торговли и услуг г. Москвы N ПГ-6186/14 от 15.12.2014 г. истцу было разъяснено, что по результатам проверки архивных данных с выходом на место захоронения установлено, что на участке N23 имеется могила без ограды, в которую последовательно захоронены Кубышин А.В. (1939 г.) и Копылова М.К. (1991 г.). При захоронении Кубышина А.В. в 1939 г. был выделен участок по одно захоронение гробом без ограды, что подтверждено заявлением истца на захоронение в 1991 г. Копыловой М.К. Размер родственного участка истца составляет 1,0х1,80 м, что соответствует нормативу под одно захоронение гробом. Слева от родственного захоронения истца, в металлической ограде, находятся захоронения семьи Минц. В архивных документах кладбища за 1973 г. зафиксирован размер ограды 2,0х2,50 м. В ходе осмотра места захоронения установлено, что расстояние от родственного захоронения истца до ограды с захоронением Минц с левой стороны составляет 50 см, а до цветника с захоронениями Духаниной А.Г. и Россихиной Е.Г. с правой стороны - 40 см, что не мешает свободному доступу и уходу за родственным захоронением истца. С учетом изложенного, захвата части участка родственного захоронения истца на Введенском кладбище не установлено.
В подтверждение своих доводов, истцом представлено удостоверение, выданное Копыловой М.К. в 1949 г. о регистрации могилы умершего Кубышина А.В. за N 14663, где в графе "участок N" неразборчиво проставлены цифры, которые можно прочесть как 2/1, 2/2, а также, как 41.
Вместе с тем, письмом Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.05.2015 г. истцу были даны разъяснения, что по дополнительно проработанным архивным документам кладбища, в копии удостоверения N 14663 Московского городского треста похоронного обслуживания за 1949 г. в разделе "номер участка" указан именно номер участка - 41, а не размер участка 2/1, как утверждает заявитель. Согласно планировки кладбища, место захоронения родственников истца было расположено на участке N 41.
С учетом указанных обстоятельств, письмом ГБУ "Ритуал" от 25.02.2016 г. истцу было отказано в расширении границ земельного участка до размера 1,8x2,0 м, поскольку в ходе осмотра места захоронения установлено, что размер данного участка по ширине соответствует нормативу под одно захоронение гробом. Документы, подтверждающие предоставление родственникам Кубышина А.А. в 1939 г. участка земли под два захоронения гробом, в архиве кладбища отсутствуют.
Разрешая заявленный спор, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа ГБУ "Ритуал" об установлении границ земельного участка под родственное захоронение истца в размере 1,8х2,0 м.
При этом суд исходил из того, что расстояние от могилы родственников Кубышина А.А. до ограды с захоронением с левой стороны и цветника с захоронением с правой стороны, соответствует установленным нормам, не мешает свободному доступу и уходу за родственным захоронением истца, документы, подтверждающие предоставление родственникам Кубышина А.А. в 1939 г. участка земли под два захоронения гробом, суду не представлены, в архивах кладбища отсутствуют, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушения законных прав и интересов Кубышина А.А., как ответственного за указанное захоронение.
Изложенные выводы следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа установить границы участка в размере 1,8х2,0 м, суд также обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований истца в части обязания ответчика установить границы земельного участка по захоронение в размере 1,8х2,0м.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что его отец Кубышин А.А. на момент смерти в 1939 г. не являлся ни одиноким, ни малоимущим и ему, как человеку, имеющему семью был предоставлен земельный участок на две могилы размером 1,8х2,0 м, судебная коллегия расценивает как не состоятельные, поскольку ничем объективно и достоверно не подтверждены. Удостоверение о регистрации могилы умершего Кубышина А.В. за N 14663, участок N2/2, выданное Московским городским трестом похоронного обслуживания в 1949 г. Копыловой М.К., не свидетельствует о границах предоставленного спорного земельного участка под родственное захоронение истца в размере 1,8x2,0 м.
Закрепленный законодательством размер вновь выделяемых мест под захоронения на старом кладбище не может быть применен к уже существующим захоронениям, произведенным по правилам, действовавшим во время их совершения, в связи с чем ссылка истца на нормы Закона г. Москвы "О погребении и похоронном деле в г. Москве" от 04.06.1997 г. N11 и Рекомендации о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ МДК 11-01.2002 г., не состоятельна.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно не нашел оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате представителя в размере 25 000 руб.
Суд также обоснованно пришел к выводу об отклонении ходатайства ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, поскольку требования истца направлены на оспаривание отказа ответчика ГБУ "Ритуал" в расширении границ земельного участка родственного захоронения истца до размера 1,8x2,0 м от 25.02.2016 г., тогда как с заявленными требованиями истец обратился в суд 03.03.2016 г., в связи с чем срок исковой давности, предусмотренный действующим законодательством, истцом при обращении в суд не пропущен.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 27 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Лысенко С.В. Дело 33-47865
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 декабря 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Кнышевой Т.В., Самохиной Н.А.,
при секретаре Курбановой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Самохиной Н.А.
дело по апелляционной жалобе Кубышина А.А. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 27 июня 2016 года,
руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 27 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.