Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков Военного комиссариата адрес, призывной комиссии адрес по доверенности фио
на решение Останкинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Признать незаконным заключение призывной комиссии адрес от дата о зачислении фио в запас на основании п. 1.1 адрес закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Признать организацию призыва на военную службу в отношении фио ненадлежащей,
установила:
фио обратился в суд с административным иском к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес (отделу по адрес) об оспаривании решения призывной комиссии адрес от дата о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных основании, мотивируя незаконность обжалуемого решения тем, что не получал каких-либо извещений (повесток) о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы по призыву с дата до достижения им возраста 27 лет. При этом место своего жительства истец не менял, приписного свидетельства не терял, и до дата проходил службу в органах внутренних дел, к уголовной, административной или иной ответственности за уклонение от призыва на военную службу не привлекался; по изложенным основаниям просил обязать призывную комиссию адрес и должностное лицо Военного комиссариата адрес устранить допущенные нарушения его прав в полном объеме.
В судебном заседании районного суда административный истец фио и его представитель адвокат фио заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель призывной комиссии адрес и военного комиссариата адрес в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании участвовала, против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Решением Останкинского районного суда адрес от дата административные исковые требования фио были удовлетворены.
Об отмене указанного решения просит по доводам апелляционной жалобы представитель Военного комиссариата адрес и призывной комиссии адрес по доверенностям фио; утверждая о нарушении судом норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В заседании судебной коллегии представитель административных ответчиков Военного комиссариата адрес, призывной комиссии адрес по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Административный истец фио и его представитель адвокат фио против доводов апелляционной жалобы возражали, полностью поддержали приобщенные к материалами дела возражения, полагали решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения; настаивали на том, что фио на военную службу не призывался до достижениям им 27-летнего возраста, от ее прохождения не уклонялся.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив решение суда судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются, судом допущено неправильное применение норм материального права; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, материалами дела подтверждается, что фио, паспортные данные, состоит на воинском учете в отделе объединенного военного комиссариата адрес по адрес с дата.
дата фио была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. "а" п.2 адрес закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до дата для получения образования.
С дата по дата фио проходил службу в органах внутренних дел.
С дата фио право на отсрочку не имел и подлежал призыву, в частности, в юридически значимый период, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, однако, вплоть до дата фио военную службу не проходил.
дата административный истец достиг возраста 27 лет.
дата призывной комиссией было принято оспариваемое решение о зачислении фио в запас по пункту 1.1. адрес закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе", как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении возраста 27 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из того, что оспариваемое решение призывной комиссии от дата не соответствует закону и нарушает права фио, поскольку могло быть принято при наличии в документах воинского учета призывника данных о непрохождении им военной службы с период с дата по дата без законных на то оснований, однако, таких сведений призывное дело административного истца, исследованное судом и представленное в копии в материалы гражданского дела, не содержит; повестки о необходимости явки на заседание призывной комиссии в юридически значимый период административному истцу не вручались.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал организацию призыва на военную службу в отношении фио ненадлежащей, а заключение призывной комиссии адрес от дата о зачислении фио в запас на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" незаконным.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции не соглашается.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1 статьи 1), а основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу его статей 23 и 24 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральным законом от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 19 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе", подпункта "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N 719 от дата "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Частью 1.1 статьи 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после дата связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от дата N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента адрес", - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошёл военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учёту или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошёл военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят своё заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что фио военную службу не проходил; на период с дата до дата имел отсрочку от призыва на военную службу для получения образования; с дата законных оснований, с которыми связывается освобождение, отсрочка от призыва на военную службу или освобождение от исполнения воинской обязанности, не имел; в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о своем образовании в двухнедельный срок не сообщил; до достижения 27 летнего возраста в военный комиссариат не являлся; при этом материалами дела подтверждается, что фио военным комиссариатом направлялись повестки для его вызова с целью осуществления мероприятий по призыву на военную службу, а также принимались меры к его извещению через органы внутренних дел (л.д. 37, 39-48, 50-56, 58-64).
При таких данных, судебная коллегия считает, что оснований полагать незаконным оспариваемое фио заключение от дата о зачислении в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а его призыв на военную службу организованным ненадлежащим образом, у суда не имелось; выводы суда противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения; фактическим обстоятельствам дела и сделаны при неправильно определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения суда, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, поскольку применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административными ответчиками доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной призывной комиссии законом компетенции, основания для его принятия имелись, по своему содержанию оно соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, фио не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь статьи 177, телефон КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда адрес от дата отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска фио о признании незаконным заключения призывной комиссии адрес от дата о зачислении фио в запас на основании пункта 1.1 адрес закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", признании организации призыва на военную службу в отношении фио ненадлежащей отказать.
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.