Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича, при секретаре Е.В. Исаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе А.В. Лиса на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 мая 2016 года по административному иску А.В. Лиса к УФМС России по г. Москве о признании действий незаконными и отмене решения о неразрешении на въезд на территорию Российской Федерации
установила:
А.В. Лиса обратилась в суд с указанным выше административным иском к УФМС России по г. Москве, ссылаясь на то, что оспариваемое решение нарушает её право на личную жизнь, поскольку являясь гражданкой Республики *** она лишена возможности встречаться со *** ***, гражданином ***, а также осуществлять ***, проживающей в ***.
Требования дополнительно мотивированы тем, что запрет на въезд основан на нарушении административным истцом срока пребывания на территории России, однако, данное обстоятельство не было оценено органами миграционной власти с учётом степени её вины, тяжести содеянного, а также требований соразмерности и справедливости.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе А.В. Лиса ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии А.В. Лиса и её представитель Р.С. Сергеев, допущенный к участию в деле в соответствии протокольным определением судебной коллегии по заявлению административного истца, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФМС России по г. Москве, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав А.В. Лиса и её представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
3 января 2016 года УФМС России по г. Москве приняло решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданки Республики *** А.В. Лиса на срок до 22 октября 2018 года, поскольку в нарушение действующего миграционного законодательства она находилась на территории России с превышением установленного законом срока - более 90 суток в течение 180 суток: с 5 мая 2015 года по 28 июля 2015 года и с 1 августа 2015 года по 22 октября 2015 года.
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что это решение УФМС России по г. Москве основано на законе и является мотивированным.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из этого действующее законодательство предусматривает случаи, когда въезд иностранца или лица без гражданства может быть не разрешён при наличии указанных в законе оснований в зависимости от усмотрения органа государственной власти либо независимо от такого усмотрения, поскольку сами по себе названные в законе обстоятельства свидетельствуют о наличии реальной угрозы обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, а равно имеют целью защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешён в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трёх лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трёх лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с п. 12 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Выводы суда в решении о нарушении срока пребывания А.В. Лиса на территории России в апелляционной жалобе не оспариваются.
Таким образом, принимая оспариваемое решение, орган миграционной власти при ограничении права на въезд административного истца, действовал исходя из справедливого соотношения публичных и частных интересов, не допуская какой бы то ни было дискриминации права административного истца на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту от унижающего человеческое достоинство обращения, право на судебную защиту.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у А.В. Лиса ***, имеющего гражданство ***, а также ***, *** которой она является, не свидетельствуют о незаконности решения УФМС России по г. Москве.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением *** от 20 февраля 2016 года продлена на 2 месяца, то есть до 20 апреля 2015 года, предварительная *** А.В. Лиса над *** ***. При этом в упомянутом Распоряжении А.В. Лиса рекомендовано предоставить документы, подтверждающие легальное нахождение А.В. Лиса и *** на территории России, а также поставить *** на учёт в *** во исполнение требований ст. 36 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).
В соответствии с данной нормой международного права учреждение, компетентное в соответствии со статьёй 34, может передать опеку или попечительство учреждению другой Договаривающейся Стороны в том случае, если лицо, находящееся под опекой или попечительством, имеет на территории этой Договаривающейся Стороны местожительство, местопребывание или имущество. Передача опеки или попечительства вступает в силу с момента, когда запрашиваемое учреждение примет на себя опеку или попечительство и уведомит об этом запрашивающее учреждение.
Однако такие документы А.В. Лиса представлены не были, в том числе в заседание суда апелляционной инстанции.
В дальнейшем на основании распоряжения управления социального обеспечения и защиты семьи районного совета *** Республики *** от 18 апреля 2016 года А.В. Лиса назначена *** (л. д. 32).
Таким образом, имеющиеся в деле документы подтверждают, что А.В. Лиса в настоящее время должна осуществлять *** *** *** в соответствии с законодательством Республики *** и на территории этой Республики.
Проживание на территории России сына А.В. Лиса само по себе не свидетельствует о том, что *** *** *** должна осуществляться А.В. Лиса на территории России. Кроме того, наличие у *** А.В. Лиса гражданства *** не уменьшает тяжесть совершенного А.В. Лиса административного правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Помимо этого, А.В. Лиса не доказано наличие устойчивой связи с ***, в отношении которого не представлено паспорта гражданина РФ, места его жительства на территории России.
Из дела также нельзя усмотреть каких-либо фактических данных, свидетельствующих применительно к ст. 1 Семейного кодекса РФ об устойчивости связи А.В. Лиса с его родственниками в России, построении семейных отношений на основе взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов.
Таким образом, обстоятельства, связанные с личной жизнью А.В. Лиса, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о том, что они устраняют необходимость защиты государственных и общественных интересов в том объёме, в каком она определена в обжалуемом решении УФМС России по г. Москвы, а потому вмешательство в личную жизнь А.В. Лиса применительно к ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) основано на праве и обусловлено необходимостью охраны общественного порядка, жизни и здоровья человека, то есть тех конституционных ценностей, которые требуют особой защиты.
Суд в решении в полной мере оценил как необходимость защиты общественных интересов, так и права А.В. Лиса на личную и семейную жизнь, и пришёл к верному выводу, что ограничения, по поводу которых возник спор, соответствуют требованиям справедливости и соразмерны защищаемым конституционным ценностям.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.