Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Юдиной А.М.,
судей Снегиревой Е.Н., Савиной С.А.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****. на решение Московского городского суда от 30 июня 2016 года,
установила:
Открытое акционерное общество "*****" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 13 247 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, в размере 164 564 000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
В обоснование заявленных административных исковых требований истец ссылается на то, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве собственности. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 1 января 2014 года установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 244 268 718,85 руб., которая, по мнению административного истца, существенно завышена и не соответствует его рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу.
Представитель административного истца ОАО "*****" - *****. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования, полагал выводы судебной оценочной экспертизы обоснованными.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - *****. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений.
Ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в суд первой инстанции своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Судом первой инстанции постановлено: Административное исковое заявление Открытого акционерного общества "*****" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 13 247 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 164 564 000 (сто шестьдесят четыре миллиона пятьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 13 247 кв.м, расположенного по адресу: *****, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения административного истца Открытого акционерного общества "*****" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 25 декабря 2015 года.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционной жалобы, подписанной их представителем *****., согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца ОАО "*****" - *****., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Как установлено судом, ОАО "*****" на основании договора купли-продажи от 29 сентября 2012 года является собственником земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 13 247 кв.м, расположенного по адресу: *****. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права серии *****, выданным Управлением Росреестра по Москве 11 сентября 2012 года.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 1 января 2007 года.
На основании постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 244 268 718, 85 рублей.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N *****от 3 ноября 2015 года, подготовленный ООО "*****", в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составила 156 102 648 рублей.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение от 24 декабря 2015 года N *****, подготовленное экспертом *****".
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, и в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 26 мая 2016 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "*****".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы представленный административным истцом отчет N***** от 3 ноября 2015 года, подготовленный ООО "*****", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет. Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, определенная оценщиком, не подтверждается.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составила 164 564 000 рублей.
Проанализировав экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объекта оценки; произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения; выводы экспертного заключения полностью согласуются с его исследовательской частью.
Поскольку достоверных данных об иной рыночной стоимости земельного участка административными ответчиками представлено не было, ходатайств о проведении повторной оценочной экспертизы они не заявляли, то суд первой инстанции посчитал необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***** в размере 164 564 000 руб., указав, что установленная решением кадастровая стоимость объекта применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, оснований не доверять представленному заключению экспертам ООО "*****", у судебной коллегии не имеется.
Экспертное заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 13 247 кв.м, расположенного по адресу: *****. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, имеет высшее образование, стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.