Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Юдиной А.М.,
судей Снегиревой Е.Н., Савиной С.А.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционным жалобам ООО Торговый центр "*****", ООО "*****", ООО "*****" на решение Московского городского суда от 28 июня 2016 года,
установила:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый центр "*****" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве, в котором просило пересмотреть кадастровую стоимость нежилых помещений общей площадью 609,2 кв.м. с кадастровым номером *****, расположенных в здании по адресу: *****, в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, и установить кадастровую стоимость указанных нежилых помещений по состоянию на 17 февраля 2014 г. в размере 10742900 руб. 85 коп.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью Торговый центр "*****" и заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "*****" - ***. поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве - ***. возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, полагала доводы административного истца и заинтересованных лиц о недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений необоснованными. Поскольку в государственном кадастре недвижимости содержаться достоверные сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, административный ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - **** возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "*****" - ****. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено: Отказать обществу с ограниченной ответственностью Торговый центр "*****" в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений общей площадью 609,2 кв.м. с кадастровым номером *****, расположенных в здании по адресу: *****, в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, об установлении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений по состоянию на 17 февраля 2014 года в размере 10742900 руб. 85 коп.
ООО Торговый центр "*****", ООО "*****", ООО "*****" просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционных жалоб, согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО Торговый центр "*****" ООО "*****" - ***Г., представителя ООО "*****" - ****., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом, административный истец является собственником нежилых помещений общей площадью 609,2 кв.м., этаж 3, номера на поэтажном плане: этаж 3, помещение I - комнаты с 5 по 17, по адресу: *****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 8 августа 2013 г. серии *****.
Указанные спорные нежилые помещения поставлены на государственный кадастровый учет 17 февраля 2014 г. под кадастровым номером ***** на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Спорные нежилые помещения общей площадью 609,2 кв.м. под кадастровым номером ***** расположены в нежилом здании под кадастровым номером *****по адресу: *****.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП в отношении нежилого здания под кадастровым номером *****по адресу: *****, установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 98156819 руб. 93 коп. В отношении спорных нежилых помещений общей площадью 609,2 кв.м. с кадастровым номером ***** кадастровая стоимость названным постановлением Правительства Москвы не устанавливалась, так как данный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 17 февраля 2014 г.
В соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. N113 утвержден "Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (далее Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Согласно пункту 3.1 названного Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в задании на площадь помещения.
Таким образом, если объект недвижимости образован после даты проведения государственной кадастровой оценки, его кадастровая стоимость определяется в соответствии с положениями Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. N113. При этом, если вновь образованное помещение (поставленное на государственный кадастровый учет после даты проведения государственной кадастровой оценки) расположено в здании, кадастровая стоимость которого определена, то кадастровая стоимость этого вновь образованного помещения определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений (далее СУПКСП) в этом здании на площадь вновь образованного помещения.
Поскольку спорный объект недвижимости - нежилые помещения общей площадью 609,2 кв.м. с кадастровым номером ***** поставлены на государственный кадастровый учет только 17 февраля 2014 г., то кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве на основании приведенных положений пункта 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. N113.
Предъявляя административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, административный истец указал, что органом государственного кадастрового учета неправильно определен средний удельный показатель кадастровой стоимости помещений (СУПКСП) соответствующего назначения в родительском здании под кадастровым номером *****по адресу: *****, (в котором расположены спорные нежилые помещения) в размере 45750 руб. 32 коп. за 1 кв.м.
Проверяя указанный довод административного истца, суд установил, что орган государственного кадастрового учета определил средний удельный показатель кадастровой стоимости помещений (СУПКСП) соответствующего назначения в родительском здании под кадастровым номером *****по адресу: *****, в размере 45750 руб. 32 коп. за 1 кв.м. путем:
- определения суммы кадастровой стоимости 18 нежилых помещений, расположенных в родительском здании и поставленных на государственный учет как самостоятельные объекты недвижимости, а именно нежилые помещения под кадастровыми номерами ****. Итого общая сумма кадастровой стоимости этих объектов недвижимости составила 473945876 руб. 71 коп. Сведения о данных нежилых помещениях, за исключением помещений с кадастровыми номерами *****, *****, внесены в государственный кадастр недвижимости 22 мая 2012 г. на основании части 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по данным ГУП "МосгорБТИ" в составе информационного ресурса в электронном виде. Нежилые помещения с кадастровыми номерами *****, ***** внесены в государственный кадастр недвижимости 21 ноября 2013 г. на основании заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 7 ноября 2013 г. N*****, N N*****соответственно. С учетом изложенного, приведенные выше сведения об объектах недвижимости и принятые органом государственного кадастрового учета при подсчете СУПКСП, являются актуальными, не носят временный характер;
- определения суммы площадей указанных 18 нежилых помещений, расположенных в родительском здании, в размере 10359,40 кв.м.;
- раздела общей суммы кадастровой стоимости этих объектов недвижимости на сумму их площади (473945876 руб. 71 коп. : 10359,40 кв.м. = 45750 руб. 32 коп. за 1 кв.м.). Указанные обстоятельства подтверждены предоставленным административным ответчиком расчетом СУПКСП.
При подсчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений (СУПКСП) орган государственного кадастрового учета не учитывал сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений под кадастровыми номерами *****, *** и их площади. Эти записи имеют статус "ранее учтенных" и внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с предоставленным из Управления Росреестра по Москве актом о включении сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства.
Также при подсчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений (СУПКСП) орган государственного кадастрового учета не учитывал сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений под кадастровыми номерами ***, поскольку данные сведения имеют статус "временный" и внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 5 февраля 2014 г. N** путем раздела помещения с кадастровым номером *****. Вследствие этого помещения с кадастровыми номерами ***, ***** не являются дублирующими, они отличаются по месту нахождения и своим техническим характеристикам.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения государственного кадастра недвижимости относительно нежилых помещений под кадастровыми номерами *****, *****, использованные органом государственного кадастрового учета при подсчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений (СУПКСП) в здании под кадастровым номером *****по адресу: *****, являются актуальными, действительными и не носят временный характер, отклонив доводы административного истца и заинтересованных лиц о том, что при подсчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений (СУПКСП) орган государственного кадастрового учета использовал недостоверные сведения об объекте недвижимости, в том числе нежилых помещениях в здании.
По сведениям технического паспорта на здание под кадастровым номером *****по адресу: *****, общая площадь данного родительского здания составляет 5659,2 кв.м, а общая сумма нежилых помещений в указанном родительском здании, использованная органом государственного кадастрового учета при подсчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений (СУПКСП), составляет 10359,40 кв.м. То есть суммарная площадь нежилых помещений в здании, использования при подсчете СУПКСП, превышает фактическую площадь родительского объекта - здания. Однако на момент рассмотрения дела судом все сведения государственного кадастра недвижимости относительно нежилых помещений, использованных при подсчете СУПКСП, являются актуальными. Вследствие этого орган государственного кадастрового учета был обязан учитывать актуальные сведения о данных объектах недвижимости, состоящих на государственном кадастровом учете, в том числе их кадастровую стоимость и площадь, при подсчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений в родительском здании в соответствии с требованиями пункта 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. N113.
При этом суд указал, что при рассмотрении спора о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений суд не вправе давать оценку доводам административного истца и заинтересованного лица о том, что площади нежилых помещений, принятые при подсчете СУПКСП, фактически вошли в площадь вновь образованных объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, расположенных в родительском здании, а правообладатели указанных нежилых помещений не лишены права обратиться в суд с требованиями об исключении из государственного кадастра недвижимости записей других, ранее учтенных объектов недвижимости в данном здании, площади которых в результате преобразования включены во вновь образованные объекты недвижимости с указанными кадастровыми номерами.
Постановив решение, суд первой инстанции исходил из того, что предлагаемый административным истцом порядок определения кадастровой стоимости вновь образованного нежилого помещения в здании, исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м здания, противоречит положениям пункта 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. N113.
Положения части 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ также не применимы к спорным правоотношениям, поскольку данной нормой права урегулирован вопрос определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении помещения, являющегося объектом налогообложения, кадастровая стоимость которого не определена. Применительно к настоящему спору, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости - нежилых помещений общей площадью 609,2 кв.м. с кадастровым номером *****, определена и установлена в размере 27871094 руб. 94 коп.
С учетом указанных обстоятельств и требований закона суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений общей площадью 609,2 кв.м. с кадастровым номером *****, расположенных в здании по адресу: *****, и установлении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений по состоянию на 17 февраля 2014 г. в размере 10742900 руб. 85 коп., исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости здания за 1 кв.м. в размере 17634 руб. 44 коп.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения. При этом несогласие в жалобе с выводами суда первой инстанции в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств не принимается во внимание, поскольку согласно положениям ст.ст. 59, 60, 84 КАС РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Московского городского суда от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО Торговый центр "*****", ООО "*****", ООО "*****" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.