Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре Е.А. Кучиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе департамента городского имущества на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 22 июня 2016 года по административному иску А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяна к департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в приёме документов по вопросу признания нуждающимися в улучшении жилищных условий
установила:
А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманян обратились в суд с указанным выше административным иском к департаменту городского имущества г. Москвы, ссылаясь на то, что административный ответчик счёл необходимым представление административными истцами по спорному вопросу не предусмотренных законом документов.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 22 июня 2016 года постановлено: административное исковое заявление А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяна к департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в приёме документов удовлетворить; обязать департамент городского имущества г. Москвы принять к рассмотрению заявление А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяна о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе департамента городского имущества г. Москвы ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель департамента городского имущества г. Москвы - Е.С. Фатеева, по доверенности от 30 октября 2015 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяна - А.А. Хашутогов, по доверенности от 22 марта 2016 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяна, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя департамента городского имущества г. Москвы, представителя А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманянп, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с этим суд применительно к ч. 9, 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ должен исполнить обязанность по распределению бремени доказывания между сторонами исходя из следующих законоположений.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 3, п. 7, п. 8 ст. 14 того же Закона требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, результат предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 3); исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 7); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (п. 8).
В соответствии с этим пунктом 2.2. Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (утв. Постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП) определено, что граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих, в частности, не только сведения о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет), но и иные сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации: единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги).
Пунктом 2.4.3 названного Регламента определено, что заявителям отказывается в приёме заявления (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определённого настоящим Регламентом.
Однако эти требования закона суд не учёл, поскольку не принял во внимание, что в соответствии с названными выше нормами федерального законодательства пункт 2.4.3 упомянутого Регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Таким образом, полный комплект документов является необходимым условием для их принятия. При определении комплектности представленных А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяном документов департамент городского имущества г. Москвы не вышел за рамки установленных законом требований, предусматривающих представление заявителями таких сведений, свидетельствующих о их жилищной обеспеченности, которые не могли быть получены департаментом городского имущества г. Москвы самостоятельно.
Указанные документы раскрыты в обжалуемом решении департамента городского имущества г. Москвы от 30 декабря 2015 года с учётом разъяснений департамента городского имущества г. Москвы в письме от 18 февраля 2016 года: необходимо документально подтвердить факт проживания на территории РФ с 1988 года по 1998 год с указанием мест жительства и времени проживания, а также документов об отсутствии в собственности помещений с прежних мест жительства, в случае, если они расположены за пределами г. Москвы. Такими документами, например, могут являться удостоверения вынужденных переселенцев, имеющих срок действия в указанный период времени, либо соответствующие справки, выданные миграционной службой России (л. д. 22-23, 20-21).
Выводы департамента городского имущества г. Москвы о том, что указанные документы свидетельствуют о жилищной обеспеченности административных истцов основаны на нормах пподп.1 п. 3 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в соответствии с которым территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи места в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.
Эти положения закона, подлежащие применению, судом не были применены. Кроме того, суд, не принимая во внимание данный А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяну ответ на их жалобу, рассмотренную 18 февраля 2016 года в порядке подчинённости заместителем начальника управления ведения жилищного учёта департамента городского имущества г. Москвы ***, пришёл к ошибочному выводу о том, что департамент городского имущества г. Москвы требовал от заявителей представления из Республики *** справок об отсутствии у них жилых помещений за пределами России.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманян не доказали факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 22 июня 2016 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении административного иска А.А. Арзуманян, А.А. Арзуманяна к департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в приёме документов по вопросу признания нуждающимися в улучшении жилищных условий отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.