Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре Т.В. Черевичной, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе И.А. *** на решение Таганского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года, по административному исковому заявлению И.А. *** к Префекту Центрального административного округа города Москвы А.В. Никитюку о признании решения незаконным,
установила:
И.А. *** обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований ссылался на то обстоятельство, что Письмом N 14-38-495/6, N 14-38-496/6 от 21 марта 2016 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы А.В. Никитюка, Префектура ЦАО г. Москвы проинформировала организатора публичных мероприятий о невозможности проведения публичных мероприятий по указанному адресу в связи с проведением на заявленных площадках других публичных мероприятий, уведомления о которых поданы ранее и предложила площадку для проведения публичных мероприятий в ГАУК г. Москвы ПКиО "Сокольники".
Административный истец, полагает, что указанное решение Префектуры ЦАО г. Москвы нарушает право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированные ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" N 54-ФЗ от 19 июня 2004 г., просит признать незаконным решение Префектуры ЦАО г. Москвы об отказе в согласовании проведения И.А. *** совместно с другими уведомителями пикетирований 22 и 23 марта 2016 года.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года постановлено: В удовлетворении административного искового заявления И.А. *** к Префектуре Центрального административного округа города Москвы, заместителю Префекта Центрального административного округа города Москвы Никитюку А.В. о признании решения незаконным отказать.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Административный истец И.А. *** в заседании судебной коллегии поддержал доводы жалобы
Представитель Префектуры ЦАО г. Москвы поддержал решение суда.
Судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Таганского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 17 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы поступили уведомления о проведении 22 марта 2016 года с 19.00 до 21.00, 23 марта 2016 года с 19.00 до 21.00 на площадке у станции метро "Улица 1905 года" либо на иных (альтернативных) местах: на площадке у станции метро "Новокузнецкая", на площадке у станции метро "Баррикадная", на площадке у станции метро "Третьяковская", на площадке у станции метро "Сухаревская", на площадке у станции метро "Добрынинская", на площадке у станции метро "Октябрьская", на площадке у станции метро "Маяковская", на площадке у станции метро "Новослободская", на площадке у станции метро "Чистые пруды", на площадке у станции метро "Цветной бульвар", публичных мероприятий в форме пикетирования, целью которых являлось выражение отношения к действиям и бездействиям правоохранительных, следственных, судебных и иных органов власти, а также актуальным аспектам внутренней и внешней политики РФ, с заявленным количеством участников до 60 человек.
В ответ на указанные уведомления, письмом N 14-38-495/6, N 14-38-496/6 от 21 марта 2016 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы А.В. Никитюка, Префектура ЦАО г. Москвы, ссылаясь на Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Закон г. Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" проинформировала организатора публичного мероприятия о проведении на заявленных площадках других публичных мероприятия, уведомления о которых поданы ранее и предложила иное место для проведения публичных мероприятий в ГАУК г. Москвы ПКиО "Сокольники".
Как усматривается из материалов дела, в Префектуру ЦАО г. Москвы 15 марта 2016 года подано уведомление о проведении пикетов 22, 23 и 24 марта 2016 года с 15.00 до 22.00 на площадке у станции метро "Новослободская", организатором которых выступает О.Ю. ***.
Письмом N 14-38-455/6 от 17 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила О.Ю. ***у о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
Также 14 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикетов 22, 23, 24 и 25 марта 2016 года с 12.00 до 21.00 у станции метро "Добрынинская", организатором которых заявлен А.С. ***
Письмом N 14-38-449/6 от 16 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
11 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикета 23 марта 2016 года с 14.00 до 21.00 у станции метро "Новокузнецкая", организатором которого заявлен В.А. ***
Письмом N 14-38-428/6 от 14 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичного мероприятия о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
10 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикетов 22, 23 и 24 марта 2016 года с 14.00 до 21.30 на площадке у станции метро "Цветной бульвар", организатором которых заявлена А.И. ***
Письмом N 14-38-406/6 от 14 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
11 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикета 22 марта 2016 года с 14.00 до 21.00 у станции метро "Новокузнецкая", организатором которого заявлен В.А. ***
Письмом N 14-38-431/6 от 14 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичного мероприятия о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
9 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикетов 22 и 23 марта 2016 года с 13.00 до 20.30 у станции метро "Маяковская", организатором которых заявлена В.А. ***
Письмом N 14-38-395/6 от 11 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
16 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикетов 21, 22, 23 и 24 марта 2016 года с 15.00 до 21.00 у станции метро "Чистые пруды", организатором которых заявлена Е.И. ***
Письмом N 14-38-484/6 от 18 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
9 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикетов 22 и 23 марта 2016 года с 10.00 до 21.30 у станции метро "Улица 1905 года", организатором которых заявлена Н.А. ***
Письмом N 14-38-392/6 от 11 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
9 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы было подано уведомление о проведении пикетов 22 и 23 марта 2016 года с 10.00 до 21.00 у станции метро "Баррикадная", организатором которых заявлена О.В. ***
Письмом N 14-38-391/6 от 11 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
16 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикетов 22 и 23 марта 2016 года с 10.00 до 21.30 у станции метро "Октябрьская", организатором которых заявлен А.В. ***
Письмом N 14-38-487/6 от 18 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
10 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы было подано уведомление о проведении пикетов 22 и 23 марта 2016 года с 13.00 до 21.30 у станции метро "Третьяковская", организатором которых заявлена Н.А. **
Письмом N 14-38-427/6 от 14 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
10 марта 2016 года в Префектуру ЦАО г. Москвы подано уведомление о проведении пикетов 22 и 23 марта 2016 года с 12.00 до 20.30 у станции метро "Сухаревская", организатором которых заявлен П.В. ***
Письмом N 14-38-413/6 от 14 марта 2016 года Префектура ЦАО г. Москвы сообщила организатору публичных мероприятий о соответствии нормы предельной заполняемости указанной территории заявленному количеству участников.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое административным истцом решение должностных лиц Префектуры ЦАО г. Москвы по предложению иного места для пикетирований являются законными и обоснованными, прав участников пикетирования на свободу выражения мнения во время публичного мероприятия не ограничивают.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней о дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Доводы жалобы о том, что в связи с изменением мест пикетирования цель его проведения не будет достигнута, является необоснованным, поскольку со стороны административного истца какими - либо доказательствами не подтверждено.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ. Кроме того, И.А. *** не было отказано в проведении заявленных публичных мероприятий, поскольку ему было предложено иное общественно доступное место для их проведения: ГАУК г. Москвы ПКиО "Сокольники", в связи с чем права административного истца как организатора публичных мероприятий собираться мирно, без оружия, проводить пикетирования, а также его права на свободу мысли и слова Префектурой ЦАО г. Москвы нарушены не были.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые решения административного ответчика совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений соблюден, основания для принятия указанных решений, имелись, содержание решений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.А. *** без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.