Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио,
административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио
на решение Савеловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В административном иске фио к Управлению Федеральной миграционной службы по адрес о признании отказа в регистрации незаконным отказать,
установила:
фио обратился в суд с административным иском к УФМС по адрес, в котором просил признать незаконным отказ в регистрации несовершеннолетнего фио, паспортные данные, по месту жительства его матери - фио по адресу: адрес, оформленный ответом начальника отдела УФМС России по адрес по адрес от дата; обязать УФМС России по адрес зарегистрировать несовершеннолетнего фио, паспортные данные, по месту жительства его матери по указанному адресу.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что состоит в браке со фио, супруги проживают раздельно, фио зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес. дата у административного истца и фио родился сын фио.
дата фио обратился в УФМС России по адрес с заявлением о регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства матери ребенка по вышеуказанному адресу, к которому приложил документы, подтверждающие личность родителей, свидетельство о рождении ребенка, свое согласие о регистрации ребенка на жилую площадь к матери.
В удовлетворении заявления ему было отказано со ссылкой на то, что для регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка необходимо личное присутствие обоих законных представителей с оригиналами документов удостоверяющих личность родителей и свидетельством о рождении ребенка.
Поданные фио жалобы в порядке подчиненности оставлены без удовлетворения; ему было разъяснено о том, что с заявлением о регистрации должен обратиться родитель, к которому производится вселение.
Заявитель считает, что отказом является незаконным, им нарушаются права и законные интересы его несовершеннолетнего сына.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец фио поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика УФМС по адрес в судебное заседание не явился, о дате слушания дела был извещен надлежащим образом, ранее представил возражения, в которых просил в административном иске отказать.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец фио, считая, что судом были неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительности таких причин, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются материалами дела.
Административный истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, Чапаевский пер, д. 5, корп.2, кв. 261.
дата между фио и фио был зарегистрирован брак, о чем была составлена актовая запись за N 2117; супруге была присвоена фамилия фио, что подтверждается свидетельством о заключении барка I-МЮ N 735488 от дата.
От данного брака рожден фио, паспортные данные.
дата административный истец через "Единый портал государственных и муниципальных услуг" обратился в Управление ФМС России по адрес с заявлением о регистрации сына фио, паспортные данные, по месту жительства к матери ребенка фио по адресу: адрес.
дата административный истец был уведомлен о том, что заявление переведено в Отдел УФМС России по адрес по адрес.
дата в Отдел УФМС России по адрес по адрес административным истцом были предоставлены свидетельство о рождении ребенка, копии паспортов обоих родителей, согласие административного истца на регистрацию ребенка по месту регистрации и жительства матери ребенка.
дата административный истец через "Единый портал государственных и муниципальных услуг" получил ответ начальника отдела УФМС России по адрес по адрес (л.д. 6), в котором сообщалось, что для регистрации несовершеннолетнего ребенка необходимо личное присутствие обоих законных представителей с оригиналами документов, удостоверяющих личность родителей, и свидетельства рождении ребенка.
дата фио была подана жалоба в порядке подчиненности.
Сообщением ОУФМС России по адрес в адрес от дата за N Мс-9/01-с-111 административному истцу было разъяснено о том, что для осуществления постановки ребенка на регистрационный учет по месту жительства по адресу: адрес, необходимо согласие матери ребенка, оформленное надлежащим образом (л.д.7).
Письмом ОУФМС России по адрес в адрес от дата за N Мс-9/01-с-132 фио повторно было разъяснено, что по адресу: адрес, по месту жительства зарегистрирована только супруга, фио, в связи с чем с заявлением о постановке на регистрационный учет по месту жительства несовершеннолетнего ребенка обращается тот родитель, к которому производится вселение, т.е. который предоставляет жилое помещение (л.д.8).
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, руководствуясь пунктом 28 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 713, пунктами 26-27, телефон Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от дата N 288, не установив необходимой совокупности, поименованной в части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении административного иска отказал, поскольку посчитал применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ, что административным ответчиком при рассмотрении дела было доказано, что отказ в регистрации основан на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные отношения; прав и законных интересов не нарушает; соответствует компетенции органа государственной власти и установленному порядку принятия подобного рода решений.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Названными выше положениями Правил регистрации и Административного регламента предусмотрено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов); указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства; регистрация по месту жительства граждан Российской Федерации производится на основании заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6; заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны); новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в порядке, установленном пунктами 114 и 115 Административного регламента; регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них); указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы N 8; должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения к ним законных представителей несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют в орган регистрационного учета заявление о регистрации ребенка по месту жительства, удостоверенного надлежащим образом, свидетельство о его рождении и иные учетные документы; регистрация по месту пребывания и по месту жительства несовершеннолетних граждан к родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), проживающим в жилых помещениях, принадлежащих иным гражданам на праве собственности, осуществляется независимо от их согласия.
Из вышеуказанных норм следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. При этом регистрация по месту жительства несовершеннолетнего ребенка на жилую площадь производится по заявлению того родителя, который зарегистрирован на указанной площади по месту жительства.
Материалами дела подтверждается и в апелляционной жалобе не оспаривается, что заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме с приложением всех необходимых документов фио не подавал (согласие матери ребенка на регистрацию по ее месту жительства среди поданных фио документов отсутствовало); оба родителя совместно по вопросу постановки ребенка на регистрационный учет не обращались, непосредственно матерью заявление о постановке ребенка на регистрационный учет по месту ее жительства не подавалось; доказательства достижения между родителями соглашения о месте жительства ребенка таким образом, как это представляет фио, отсутствуют.
При таких данных, судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, он основан на нормах материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, соответствует установленным обстоятельствам дела и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы; выводы суда не вызывают у судебной коллегии сомнения в их правильности.
Принятии решения суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ. Выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; нарушений процессуального характера не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца, а также не содержат в себе оснований для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке; основаны на неверном понимании и ошибочном толковании заявителем действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения; сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, в силу статьи 310 КАС РФ доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Савеловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.