Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней представителя административного истца фио по доверенности фио на решение Коптевского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Административные исковые требования фио, фио к Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес, председателю комиссии фио о признании незаконными действий комиссии по утверждению Протокола публичных слушаний и Заключения по результатам публичных слушаний, а также признания Протокола и Заключения недействительными - оставить без удовлетворения,
установила:
фио, фио обратились в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес, председателю комиссии фио о признании незаконными действий по утверждению Протокола публичных слушаний и Заключения по результатам публичных слушаний от дата, а указанных протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний - недействительными, мотивируя его тем, что публичные слушания по вопросу межевания территории квартала, ограниченного адрес, адрес, адрес, адрес, проведенные окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользовании и застройки при Правительстве Москвы в адрес в период лета дата были проведены с нарушением установленного порядка; заключение по результатам публичных слушаний содержит взаимоисключающие выводы, не основано на воле участников собрания, содержащиеся в заключении выводы сделаны на основании искаженных сведений о замечаниях и предложениях участников публичных слушаний. Как указывали административные истца, эти действия привели к нарушению их прав, поскольку не позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу адрес, ул. фио, д 3 в соответствии с жилищным законодательством приобрести в собственность земельный участок под многоквартирным домом, предназначенный для эксплуатации многоквартирного жилого дома с элементами озеленения и благоустройства, параметры которого отвечали бы требованиям законодательства.
фио и представитель административных истцов фио в судебное заседание явились, административное исковое заявление поддержали, просили удовлетворить требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. фио в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя. Представитель Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы по адрес фио в судебном заседании административный исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца фио по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы и дополнению к ней, указывая на то, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии административный истец фио и представитель административных истцов по доверенности фио настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, отмене решения; административный истец фио в заседание судебной коллегии не явилась, извещена, на личном участии не настаивала, воспользовалась правом на ведение административного дела через представителя. Представитель административного ответчика по доверенности фио явилась, просила решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
При рассмотрении дела судом установлено, что летом дата окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользовании и застройки при Правительстве Москвы в адрес проводились публичные слушания по проекту межевания территории квартала, ограниченного адрес, адрес, адрес, адрес.
Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете "Север столицы" в выпуске от дата N 21 (245), размещено на официальном сайте управы адрес, а также на информационных стендах на территории района и в здании управы адрес.
Информация о проведении публичных слушаний дана в газете "Север столицы" с соблюдением всех пунктов ч.6 адрес кодекса адрес, что не оспаривалось истцами.
Экспозиция была открыта с дата по дата по адресу: адрес, каб.201.
Собрание участников публичных слушаний состоялось дата в 19.00 по адресу: адрес, по результатам проведения которого были оформлены и утверждены дата Председателем окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес фио протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний; анализ содержания которых свидетельствует о том, что они содержат в себе сведения о проекте, представленном на публичные слушания, территории разработки, организации-заказчике, сроках проведения публичных слушаний, формах оповещения об их проведении, в том числе сведения о проведении экспозиции по материалам, собрания участников, количестве и существе поступивших от участников публичных слушаний замечаний и предложений; выводы окружной комиссии по указанным замечаниям и предложениям.
Согласно заключению по результатам публичных слушаний по проекту межевания территории квартала ограниченного адрес, адрес, адрес, адрес, публичные слушания признаны состоявшимися, разработчику проекта рекомендовано откорректировать проект межевания с учетом предложений и замечаний участников публичных слушаний и депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Сокол в адрес.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствовался положениями действующего законодательства, регулирующими вопросы проведения публичных слушаний, и исходил из того, что ведение и составление оспариваемых административными истцами документов является обязательным в каждом случае проведения публичных слушаний как часть установленной законом процедуры признания публичных слушаний состоявшимися, а также из того, что применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком было доказано, что обжалуемые протокол публичных слушаний и заключение оформлены в соответствии с законодательством, содержат все необходимые сведения и реквизиты, в том числе предложения и замечания участников публичных слушаний, соответствуют фактическим обстоятельствам и результатам проведенных публичных слушаний; напротив, административные истцы не доказали фактов нарушения оспариваемыми действиями административного ответчика своих прав, свобод и законных интересов, в частности, на оформление собственниками помещений в д.3 по адрес в адрес прав на земельный участок под многоквартирным домом.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемых административными истцами действий и решений административного ответчика незаконными и недействительными правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, подтверждающих полноту процедуры проведения публичных слушаний и строгое соблюдение требований нормативных правовых актов к составлению итоговых документов по их результатам.
Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).
Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Феде-рации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).
К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Эти вопросы регулируются, в частности, законодательством о градостроительной деятельности, отношения в сфере которой имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и куль-туры (статья 72, пункт "д" части 1, Конституции Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 387-О), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса РФ разработка градостроительного плана осуществляется в рамках планировки территории.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 1 адрес кодекса РФ).
В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного само-управления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (ч. 7 адрес кодекса РФ).
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения (ч. 15 адрес кодекса РФ).
Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 16 адрес кодекса РФ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (ч. 17 адрес кодекса РФ).
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (ч. 19 адрес кодекса РФ).
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 адрес кодекса РФ).
Приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Определяя особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если законами данных субъектов Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами данных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса (полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности), осуществляются органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 63); наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 5 статьи 63).
Возможность осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на основе законов данных субъектов Российской Федерации, определяющих вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований, полномочий в сфере градостроительной деятельности, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 225-О, допускается федеральными законодательными актами и соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в ряде других его решений, в том числе в официально опубликованных Определениях от дата N 281-О и от дата N 274-О.
В соответствии со ст. 68 Закона адрес от дата N 28 "Градостроительный кодекс адрес" (в редакции, действующей на момент проведения слушаний) по вопросу утверждении проекта планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях адрес, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях адрес, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по адрес; должны быть проведены публичные слушания.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предусмотрено проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
Согласно ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 адрес кодекса адрес публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 6 статьи 68 Градостроительного кодекса адрес предусмотрено, что в оповещении о проведении публичных слушаний указываются:
1) проект, представляемый на публичные слушания;
2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;
3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;
4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;
5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;
6) электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещен обсуждаемый проект.
В соответствии с ч. 7 указанной нормы оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции:
1) подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа адрес, района адрес, на территории которого проводятся публичные слушания;
2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;
3) направляется письменно в муниципальные собрания муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;
4) распространяется в качестве официальной информации:
а) через электронные средства массовой информации;
б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти адрес, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет";
в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти адрес, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;
г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.
Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление (часть 8 ст. 68 Закона адрес от дата N 28 "Градостроительный кодекс адрес").
Части 9 и 10 этой статьи определяет порядок проведения экспозиции и предусматривают, что в период работы экспозиции должны быть организованы консультации для посетителей, распространение печатных информационных материалов о проекте. Посетители экспозиции имеют право внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний.
Части 12 и 13 ст. 68 названного Кодекса предусматривают порядок регистрации участников собраний, регламент собрания участников публичных слушаний.
В соответствии с частью 17 ст. 68 Кодекса в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:
1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний;
3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;
4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;
5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (ч. 18).
Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:
1) проект, представленный на публичные слушания;
2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (ч. 19).
На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (ч. 22).
В соответствии с частью 23 в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:
1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;
3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту;
4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 настоящей части.
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от дата N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в адрес" установлено, что проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в адрес (ч. 1 ст. 68 Закона адрес от дата N 28) осуществляется в соответствии с утвержденным Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в адрес.
В соответствии с п. 3 упомянутого Положения Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний.
Окружная комиссия действует на основании Положения об окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от дата N 270-ПП) и является постоянно действующим межведомственным совещательным органом. К задачам окружной комиссии относится организация и проведение в установленном порядке публичных слушаний. Окружная комиссия направляет в Городскую комиссию протокол публичных слушаний в пятидневный срок со дня его утверждения в целях подготовки Городской комиссией заключения о результатах публичных слушаний в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом адрес.
Городская комиссия является постоянно действующим межведомственным совещательным органом и действует на основании Положения о Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от дата N 270-ПП), которая в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом адрес, подготавливает, утверждает и опубликовывает заключение о результатах публичных слушаний;
Согласно п. 16 и п. 19 названного Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в адрес протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний утверждаются Председателем окружной комиссии, который в соответствии со ст. 20 того же Положения направляет организатору подготовки документации протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний.
В соответствии с п. 2.3.15 Положения о Префектуре административного округа адрес, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от дата N 157-ПП, Префектура в установленном порядке утверждает состав и организует работу окружной комиссии по вопросам градостроительства и застройки при Правительстве адрес.
Применительно к названным нормам права суд, рассматривая заявленные требования, установил, что по проекту межевания территории квартала, ограниченного адрес, адрес, адрес, адрес в установленном порядке выявлялось коллективное мнение граждан, последним обеспечена возможность участвовать в его обсуждении, порядок проведения публичных слушаний соблюден, протокол и заключение подготовлены с учетом поступивших предложений и замечаний участников публичных слушаний, в том числе административных истцов; основания для их не утверждения отсутствовали.
В апелляционной жалобе доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний, достижении цели публичных слушаний и реализации административными истцами права на участие в публичных слушаниях, равно как свидетельствующие об отсутствии законных оснований для подписания протокола и утверждения Заключения по результатам проведения публичных слушаний у Председателя Комиссии - не приведены.
По существу доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, в то время как оснований к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от дата N931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Подобное регулирование призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного на принятие соответствующего решения органа свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации правовой смысл института публичных слушаний предполагает, что публичные слушания являются способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении и решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать каких-либо прав административных истцов.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, оспариваемые заявителями протокол и заключение не предрешают тех вопросов, речь о которых ведут административные истцы; собственники помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке вправе защищать свои права на земельный участок под многоквартирным домом, а потому отсутствуют основания полагать, что оспариваемым заключением и протоколом, действиями были нарушены имущественные права административных истцов; кроме того, заключением предусмотрено рекомендовать разработчику проекта обратить внимание на все замечания, изложенные в ходе публичных слушаний, проработать и внести возможные изменения в проект межевания. Замечания и предложения фио по указанному вопросу как участника публичных слушаний внесены в протокол и включены в заключение по результатам публичных слушаний, отражают существо ее позиции по рассматриваемому вопросу; само по себе наличие замечаний к проекту не означает, что публичные слушания могут быть признаны несостоявшимися.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, в которых заявитель ссылается на допущенное разделение замечаний и предложений участников публичных слушаний на отдельные части, какого бы то ни было искажения их мнения по обсуждаемому проекту в ходе публичных слушаний судебная коллегия не усматривает. Заключение по результатам публичных слушаний отражает истинное отношение участников публичных слушаний к проекту.
Кроме того, принимая во внимание, что фио лично участвовала в обсуждении проекта на собрании участников публичных слушаний и высказывала свои предложения и замечания по проекту, что нашло свое отражение в протоколе и заключении, то судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что действиями административного ответчика были нарушены ее права; правом действовать от имени других лиц она не наделена.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ; решение является законным и обоснованным; оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, к отмене решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. ст. телефон, 177 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Коптевского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя административного истца фио по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.