18 октября 2016 года Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Нестеренко Г.А., Лукьянченко В.В.,
при секретаре Агаевой Г.Т.,
рассмотрев по докладу судьи Г.А. Нестеренко административное дело по апелляционной жалобе ****** на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2016 года, которым
отказано в удовлетворении административного иска ****** управления делами и организационной работы Министерства сельского хозяйства РФ ****** еву В.В. о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения прав и законных интересов,
установила:
истцы с учетом уточнения обратились в суд с административным иском к ответчикам и просят признать незаконными действия, бездействие Правительства Российской Федерации, ****** -50461 на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства РФ действия, бездействия, руководства которого в этих обращениях обжалуются, в Министерство строительства РФ, в Правительство ****** ой области, не имеющих никакого отношения к вопросам в обращениях и не находящихся в их компетенции, направившими в государственные учреждения, к компетенции которых не относится решение вопроса о личном приёме у Председателя Правительства РФ ****** а Д.А., принятие мер к руководству Министерства сельского хозяйства РФ, нарушающего Конституцию РФ и другие Законы РФ, создавшего волокиту, дискриминацию, не решающего вопрос в отношении его федерального имущества: вывода квартир NN 5,6,7,8,9,10 (жилых помещений NN 1-51) общежития в доме N 21 "Б" по ул****** из состава специализированного жилого фонда, из состава федерального имущества, приватизации этих жилых помещений жильцами ****** А., ответы от 14.10.2015 г. за N ГО- 50472, от 14.10.2015 г. за N П9-50461 о направлении обращений на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства РФ, в Министерство строительства РФ, в Правительство ****** ой области, признать незаконными, не соответствующими ст. ст. 2, 6, 7, 17- 19, 45, 71, 78, 114 Конституции РФ, ст. ст. 5, 8-10 Закона РФ "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ" N 59-ФЗ от 2.05.2006 г. с изменениями, дополнениями на 24.11.2014 г., нарушающими законные права- и интересы истцов, препятствующими в реализации их права приватизации занимаемых ими жилых помещений;
действия, бездействие Министерства сельского хозяйства РФ, директора Департамента управления делами и организационной работы Министерства сельского хозяйства РФ В.В. ****** Министра сельского хозяйства Российской Федерации ****** а А.Н не рассмотревших по существу обращения адвоката ******. от 1.10.2015 г., о нарушении конституционного равенства, дискриминации, ущемлении прав на приватизацию жилья и об удовлетворении этих же прав жильцам первого этажа дома, о даче согласования на вывод жилых помещений 2 этажа дома из состава специализированного жилого фонда, из состава федерального имущества, приватизации равно как и на первом этаже дома и давших Ответ от 19.10.2015 г. N 7/685 и сам ответ от 19.10.2015 г. N 7/685 за подписью директора Департамента управления делами и организационной работы Министерства сельского хозяйства РФ ****** ева В.В., не наделённого компетенцией решения поставленных в обращениях вопросов, и не содержащего ответы на поставленные в обращениях вопросы признать незаконными, нарушающими законные права и интересы истцов, препятствующими в реализации их права приватизации занимаемых ими жилых помещений на втором этаже дома, наравне с жильцами первого этажа этого же дома;
обязать Правительство Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации устранить нарушения прав, и законных интересов административных истцов, отозвать из Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства строительства РФ, из Правительства ****** ой области направленные им обращения адвоката ****** ой Е.Н. от 2.10.2015 г. за N 103, от 2.10.2015 г. N 104, и обращение административных истцов от 01.10.2015 г. и рассмотреть данные обращения в Правительстве Российской Федерации по существу поставленных в обращениях вопросов, устранить препятствия к осуществлению законных прав, и реализации законных интересов административных истцов,
обязать Министра сельского хозяйства РФ ****** а А.Н., Министерство сельского хозяйства РФ восстановить конституционное равенство, устранить дискриминацию, ущемление законных прав на приватизацию, согласовать вывод из состава специализированного жилого фонда, из состава федерального имущества жилых помещений и заключить договоры приватизации на занимаемые административными истцами жилые помещения, рассмотреть обращения адвоката ****** Е.Н. от 2.10.2015 г. за N 103, от 2.10.2015 г. N 104 по существу поставленных в обращениях вопросов, решить вопрос о приёме у Министра сельского хозяйства РФ ****** а А.Н., восстановить конституционное равенство их с жильцами приватизированных квартир NN 1-4 первого этажа дома, вывести из состава специализированного жилого фонда, из состава федерального имущества жилых помещений NN 1-51****** Представитель административных истцов - адвокат ****** а Е.Н. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, поддержала уточненные требования в полном объеме.
В суд первой инстанции поступили письменные возражения от представителя Аппарата Правительства РФ по доверенности N 2852п-П44 от 26 апреля 2016 г. и заместителя директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ ****** В., в которых административные ответчики просят отказать в удовлетворении требований за необоснованностью, так как поступившие в Аппарат Правительства РФ обращения административных истцов были рассмотрены в соответствии с полномочиями Аппарата Правительства в порядке, установленном законом, указали, что вопросы распоряжения специализированными жилыми помещениями регулируются жилищным законодательством РФ, поскольку жилые помещения, занимаемые административными истцами находятся в здании общежития, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУ ВО "******", находящегося в ведении Минсельхоза России, вопрос об исключении из специализированного жилищного фонда указанных жилых помещений относится к компетенции данного Министерства. Отметили, что о переадресации обращений административные истцы уведомлены.
Представитель Министерства сельского хозяйства РФ по доверенности ****** Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях на иск, указала, что ответы на обращения административных истцов были даны уполномоченным на рассмотрение указанных вопросов органом в установленные законом сроки, что соответствует требованиям Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Личный прием адвоката ****** В.В.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просят истцы в апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что имеются нарушения ст. ст. 176, 178, 180 КАС РФ, заявители не заявляли требований о нарушении их прав на принятие к рассмотрению обращений административными ответчиками, и их нерассмотрение, на отсутствие ответов, нарушение сроков рассмотрения; в обращениях, телеграммах от 2.10.2015 г. за N 102, 1.10.2015 г. за N 100, ****** и неразрешение административными ответчиками обращений по существу вышеуказанного вопроса о личном приёме, а тем более направление этих обращений в Минсельхоз России, Минстрой России, Росимущество, Правительство ****** ой области, в компетенцию которых не входит разрешение данного вопроса и дача ответа являются абсолютно незаконными, грубейшим нарушением законов РФ и должны быть судом первой инстанции признаны таковыми. Истцы просили Председателя Правительства РФ ****** не пересылать обращение подчинённым ему должностным лицам Министерства сельского хозяйства РФ, которые не в состоянии самостоятельно без участия Правительства РФ решить вышеуказанные вопросы, исковые требования совершенно обоснованы и законны, а действия, бездействие, ответы Министерства сельского хозяйства РФ незаконны, в ответах нет рассмотрения вопроса и ответа по существу дискриминации, по существу вывода из состава спецфонда квартир первого этажа и не осуществления таких же действий по отношению к квартирам 2-го этажа, по поводу чего должен быть дан ответ, приём должен быть назначен у Министра сельского хозяйства РФ ****** А.Н., в обращениях содержалась жалоба на действия, бездействие и ответы, данные не по существу.
В судебном заседании суда второй инстанции Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Савченко Елена Владимировна возражала против жалобы.
Судебная коллегия на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав ****** Е.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Установлено, что адвокат ****** Е.Н. 01.10.2015 года (телеграмма N100), 02 октября 2015 года (телеграмма N102), оказывая юридическую помощь по соглашению N 180 от 11.03.2014 г., обратилась на имя Председателя Правительства РФ ****** а Д.А., ходатайствуя о личном приеме, а также просила решить сложившуюся антиконституционную ситуацию, волокиту по вопросу вывода из состава специализированного жилого фонда из состава федерального имущества и заключения договоров приватизации жилых квартир N5,7,8,9,10,11 состоящих из ****** по улице ****** нзе.
Порядок работы с обращениями граждан, поступившими в адрес Правительства Российской Федерации, установлен разделом IX Регламента Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 127 Регламента Правительства Российской Федерации работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство Российской Федерации, организует Аппарат Правительства Российской Федерации. Обращение в зависимости от содержания направляется Аппаратом Правительства Российской Федерации для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы.
Поскольку, согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N42, исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда производится на основании решения государственного органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, 14 октября 2015 года (N П9-50461) Аппаратом Правительства РФ, поступившее на имя Председателя Правительства РФ ****** а Д.А. обращение административных истцов направлено в Минсельхоз России, Минстрой России, Росимущество, Правительство ****** ой области для принятия действенных мер по вопросу приватизации жилых помещений, расположенных в общежитии по адресу: ул. ******.
О направлении обращений административные истцы уведомлены путем направления в их адрес копий указанных писем Аппарата Правительства Российской Федерации.
02 октября 2015 года (телеграмма N103 и телеграмма N104) адвокат ****** Е.Н. обратилась на имя Министра сельского хозяйства РФ ****** а А.Н., в обращении просила решить вопрос с заключением договоров приватизации с работниками ****** ой ******, Коростылевым.
19 октября 2015 года Министерством сельского хозяйства РФ адвокату ****** ой Е.Н. дан ответ.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Министерства сельского хозяйства РФ пояснила, что на вопрос о заключении договоров приватизации с работниками ****** ой ******, исключения из специализированного жилого фонда жилых помещений NN 5,6,7,8,9,10,11, расположенных на 2 этаже части специализированного жилого дома (общежитие) по адресу: г. Пенза, у******, закрепленного на праве оперативного управления за ФЕБОУ ВПО "****** ая государственная сельскохозяйственная академия", направлялись ответы письмами: от 11.08.2014 N 13/1738, от 01.10.2014 N АП-13- 26/13032, от 15.06.2015 N 13/1364, от 01.07.2015 N 13/1523, от 02.09.2015 N 15/1125, от 11.09.2015 N 15/1177, от 08.10.2015 N 15/1323 по существу вопросов, поставленных в обращениях: от 30.07.2014 N 79, от 30.07.2014 N 80, от 07.05.2015 б/н, от 22.06.2015 N 57, от 23.06.2015 б/н, от 30.07.2015 N 70, от 30.07.2015 N 72, от 30.07.2015 б/н, от 31.08.2015 б/н, от 31.08.2015N 81, от 09.09.2015 N 85.
Минсельхоз России письмами от 02.09.2015 N 15/1125 и от 11.09.2015 N 15/1177 информировал адвоката ****** Е.Н. о праве представляемых ею граждан обжаловать принятые решения в судебном порядке, в случае, если действиями Академии или третьими лицами нарушены их имущественные права. По просьбам адвоката ****** Е.Н. 29 августа 2014 г. статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства РФ ****** А.В. принимал адвоката ****** Е.Н. по указанному вопросу, по результатам адвокату ****** Е.Н. направлен ответ (письмо от 01.10.2014 N АП-13-26/13032); 14 августа 2015 г. статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства РФ ****** В.В. принимала адвоката ****** Е.Н. по указанному вопросу, по результатам адвокату ****** ой Е.Н. направлены ответы (письма от 02.09.2015 N 15/1125 и от 11.09.2015 N15/1177).
Судом первой инстанции установлено, что административные ответчики, не вторгаясь в процесс рассмотрения вопроса об исключении из специализированного жилого фонда жилых помещений и их приватизации, выполнили требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрение обращений граждан Российской Федерации", поскольку зарегистрировали обращения истцов (ст. 8), приняли их к рассмотрению (ст. 9), рассмотрели, о чём административным истцам даны ответы по существу (ст. 10, ст. 11) и в установленный ст. 12 указанного Закона срок.
При этом установлено, что административные ответчики не обладали и потому не могли разрешить вопрос о выводе из состава специализированного жилого фонда и приватизации жилых квартир.
В связи с этим оснований считать, что действиями административных ответчиков были нарушены права и свободы административных истцов, не имеется.
Данный вывод суда первой инстанции основан на законе и подтверждается материалами дела.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности_.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указанным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона N 59-ФЗ.
Требования названных норм при рассмотрении административными ответчиками обращений административных истцов соблюдены.
Доводы жалобы о том, что имеются нарушения ст. ст. 176, 178, 180 КАС РФ, заявители не заявляли требований о нарушении их прав на принятие к рассмотрению обращений административными ответчиками, и их нерассмотрение, на отсутствие ответов, нарушение сроков рассмотрения; в обращениях, телеграммах от 2.10.2015 г. за N 102, 1.10.2015 г. за ****** Председателю Правительства Российской Федерации ****** у ****** Анатольевичу содержалась просьба о личном приёме у Председателя Правительства РФ, в нарушение ст. ст. 125, 126, 127 Регламента Правительства РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ за N 260 от 1.06.2004 г., вопрос о личном приёме у Председателя Правительства РФ ****** а Д.А., запись на приём, организация приёма, определение его даты, включение в график обеспечивается только Аппаратом Правительства РФ и никем больше, нерассмотрение и неразрешение административными ответчиками обращений по существу вышеуказанного вопроса о личном приёме, а тем более направление этих обращений в Минсельхоз России, Минстрой России, Росимущество, Правительство ****** ой области, в компетенцию которых не входит разрешение данного вопроса и дача ответа являются абсолютно незаконными, грубейшим нарушением законов РФ и должны быть судом первой инстанции признаны таковыми. Истцы просили Председателя Правительства РФ ****** а Дмитрия Анатольевича не пересылать обращение подчинённым ему должностным лицам Министерства сельского хозяйства РФ, которые не в состоянии самостоятельно без участия Правительства РФ решить вышеуказанные вопросы, исковые требования совершенно обоснованы и законны, а действия, бездействие, ответы Министерства сельского хозяйства РФ незаконны, в ответах нет рассмотрения вопроса и ответа по существу дискриминации, по существу вывода из состава спецфонда квартир первого этажа и не осуществления таких же действий по отношению к квартирам 2-го этажа, по поводу чего должен быть дан ответ, приём должен быть назначен у Министра сельского хозяйства РФ ****** а А.Н., в обращениях содержалась жалоба на действия, бездействие и ответы, данные не по существу, - не могут быть признаны состоятельными.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно руководствовался требованиями Кодекса административного судопроизводства и пришел к выводу о том, что обращения заявителей рассмотрены, заместитель ****** ния ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Вопросы. касающиеся вывода помещений из специализированного жилого фонда, заключения договоров найма и приватизации жилых помещений, относятся к требованиям, регулируемым жилищным законодательством и разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Порядок и сроки рассмотрения обращений истцов, направленных ответчикам, соответствуют требованиям закона и оснований считать, что права истцов нарушены действиями или бездействием административных ответчиков, не имеется.
Суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, поэтому не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.