Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи фио материал по частной жалобе фио
на определение судьи Солнцевского районного суда адрес от дата, которым было возвращено административное исковое заявление фио к УФССП России по Москве, Солнцевскому ОСП УФССП России по Москве о признании бездействия незаконным,
установила:
фио, будучи должником в исполнительном производстве, обратился в Солнцевский районный суд адрес с административным исковым заявлением к УФССП России по Москве, Солнцевскому ОСП УФССП России по Москве, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в неисполнении требования закона об объединении исполнительных производств, возбужденных в отношении должников по солидарному взысканию фио, фио, наименование организации, в сводное исполнительное производство, обязать принять соответствующее решение, определить подразделение, которое будет вести сводное исполнительное производство; также административный истец просил признать незаконным бездействие, выразившееся в несвоевременной реализации арестованного и изъятого у него имущества, признании незаконным постановления от дата об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы.
Определением судьи районного суда адрес от дата административное исковое заявление было возвращено.
Административный истец не согласился с указанным определением и подал частную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене определения судьи как постановленного с нарушением норм процессуального права. Административный истец считает, что подсудность административного дела в рассматриваемом случае определяется местом нахождения административных ответчиков по выбору административного истца.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, находит, что определение судьи отмене либо изменению не подлежит.
Возвращая административное исковое заявление, судья районного суда исходил из того, что предъявленные требования не относятся к территориальной юрисдикции Солнцевского районного суда адрес и по причине этого пришел к выводу о неподсудности дела.
С таким выводом судьи соглашается судебная коллегия, поскольку он основан на верном применении норм процессуального и материального права.
Так, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 218 КАС административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 222 КАС РФ предусмотрено, что судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ установлено, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В силу части 1 статьи 22 КАС РФ /Глава 2 КАС РФ/ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Согласно части 2 статьи 22 КАС РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
По смыслу Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" местонахождение судебного пристава-исполнителя определяется его юрисдикцией, то есть территорией, на которой он совершает исполнительные действия в отношении должника.
Порядок определения места совершения исполнительных действий закреплен в статье 33 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которая предусматривает, что в случае, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или месту нахождения его имущества. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от дата N 4802-1 (ред. от дата) "О статусе столицы Российской адрес может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления.
Из существа представленного административного иска следует, что административный истец выражает несогласие с бездействием, а также постановлениями судебного пристава-исполнителя в конкретном исполнительном производстве.
Учитывая особенности территориального деления адрес как города федерального значения, местонахождение территориальных отделений службы судебных приставов УФССП по адрес, равно как и самого УФССП по адрес может не совпадать с территорией, на которую распространяются полномочия судебных приставов-исполнителей по совершению исполнительных действий в рамках возбужденных исполнительных производств.
В связи с чем суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что правовое значение при определении подсудности заявления имеет не место нахождения судебного пристава-исполнителя, на исполнение которому поступил исполнительный документ, вышестоящего органа, а место осуществления действий по исполнению требований исполнительного документа, которые в данном случае определяются местом нахождения должника в исполнительном производстве, а именно, по месту жительства фио (как указано в иске - адрес), которое не относится к юрисдикции Солнцевского районного суда адрес, что не оспаривается административным истцом.
При таких данных, судебная коллегия полагает, что у судьи районного суда имелись законные к тому основания для вывода о неподсудности дела данному суду.
Доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании и неверном понимании заявителем норм процессуального законодательства, в связи с чем являются несостоятельными и не могут повлечь отмену судебного постановления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований к отмене определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе. Обжалуемое определение не препятствует заявителю обратиться за защитой своих прав и законных интересов в соответствующий суд с административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 310, телефон КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Солнцевского районного суда адрес от дата оставить без изменения, частную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.