Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Савиной С.А.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а Н.В. на решение Московского городского суда от 3 августа 2016 года,
установила:
Закрытое акционерное общество "***** "*****", *****. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений.
Требования были мотивированы тем, что административные истцы является соответственно собственниками указанных нежилых помещений. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" установлена кадастровая стоимость указанных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г., с которой не согласны административные истцы, считая её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются их права и интересы, как плательщиков налога на имущество. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 18 августа 2015 г. N51-3382/2015 административным истцам отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного административные истцы полагали, что их права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
До рассмотрения дела по существу в Московский городской суд поступило письменное заявление закрытого акционерного общества "***** "*****", **. об отказе от части заявленных административных исковых требований, которое определением Московского городского суда от 3 августа 2016 г. было удовлетворено.
Таким образом, предметом рассмотрения спора в суде являлись административные исковые требования **. к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****, ***** в размере 73104592 руб., 78982348 руб. 53 коп., 125225847 руб. 62 коп. соответственно.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов *****. - *****а О.К. поддержала заявленные административные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - ****. - возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, не согласился с выводами оценочной судебной экспертизы в части определения величины рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве в суд первой инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Судом первой инстанции постановлено: Административное исковое заявление ***** об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений общей площадью 1955 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, принадлежащих на праве собственности *****, в размере их рыночной стоимости, равной 73104592 (семьдесят три миллиона сто четыре тысячи пятьсот девяносто два) руб. 36 коп. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений общей площадью 1409,4 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, принадлежащих на праве собственности *****, в размере их рыночной стоимости, равной 78982348 (семьдесят восемь миллионов девятьсот восемьдесят две тысячи триста сорок восемь) руб. 53 коп. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений общей площадью 7090,8 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, принадлежащих на праве собственности *****, в размере их рыночной стоимости, равной 125225847 (сто двадцать пять миллионов двести двадцать пять тысяч восемьсот сорок семь) руб. 62 коп. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения ***** в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 23 июля 2015 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, *****, ***** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных нежилых помещений, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений общей площадью 1955 кв.м с кадастровым номером *****, нежилых помещений общей площадью 1409,4 кв.м с кадастровым номером *****, нежилых помещений общей площадью 7090,8 кв.м с кадастровым номером *****, расположенных по адресу: *****, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Взыскать с закрытого акционерного общества "***** "*****",ы в пользу общества с ограниченной ответственностью "*****" расходы по оплате услуг эксперта за проведение оценочной судебной экспертизы в размере по 13888 (тринадцать тысяч восемьсот восемьдесят восемь) руб. 88 коп. с каждого.
Взыскать с ***в пользу общества с ограниченной ответственностью "*****" расходы по оплате услуг эксперта за проведение оценочной судебной экспертизы в размере 27777 (двадцать семь тысяч семьсот семьдесят семь) руб. 77 коп.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционной жалобы, подписанной их представителем *****ым Н.В., согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административных истцов - *****у О.К., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Судом установлено, что нежилые помещения общей площадью 1955 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, * *, принадлежат на праве собственности **., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 1 декабря 2011 г.; нежилые помещения общей площадью 1409,4 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, этаж 1 - комнаты *, принадлежат на праве собственности *., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 1 декабря 2011 г. Серия **; нежилые помещения общей площадью 7090,8 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, этаж 1 - комнаты **; этаж 2 - комнаты с *; этаж 1 - комнаты с **; этаж 2 - комнаты с **; этаж 3 - комнаты с *, принадлежат на праве собственности *., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 августа 2013 года Серия *.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. установлена в отношении нежилых помещений с кадастровым номером ***** в размере 125039727 руб. 70 коп., с кадастровым номером ***** - 90143730 руб. 04 коп., с кадастровым номером ***** - 453520051 руб. 75 коп.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г., административные истцы представили суду отчет об оценке от 10 апреля 2015 г. N *****, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", согласно данному отчету рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. нежилых помещений с кадастровым номером ***** составляет 92306772 руб. 21 коп., нежилых помещений с кадастровым номером ***** - 66545864 руб. 33 коп., нежилых помещений с кадастровым номером ***** - 334797371 руб. 05 коп. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "*****" от 30 апреля 2015 г. N*****.
В ходе рассмотрения дела административный ответчик Правительство Москвы и заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы предоставили суду письменные возражения на заявленные административные исковые требования, в которых указали на несоответствие предоставленного административными истцами отчета об оценке объекта недвижимости от 10 апреля 2015 г. N *****, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Представитель административных истцов *****а О.К. заявила ходатайство о назначении по административному делу оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 25 февраля 2016 г. по административному делу была назначена оценочная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "*****" *****у Ю.В.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 24 июня 2016 г. N*****, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "*****" *****ым Ю.В.:
- отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений от 10 апреля 2015 г. N*****, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилых помещений общей площадью 1955 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, этаж 1 - комнаты 1, с 4 по 8, 20, 21, с 35 по 37, этаж 1 - комната 27, принадлежащих на праве собственности **., составляет 73104592 руб. 36 коп. по состоянию на 1 января 2014 г.;
- рыночная стоимость нежилых помещений общей площадью 1409,4 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, этаж 1 - комнаты с 15 по 18, с 20 по 25, 40, принадлежащих на праве собственности **., составляет 78982348 руб. 53 коп. по состоянию на 1 января 2014 г.;
- рыночная стоимость нежилых помещений общей площадью 7090,8 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: ******, этаж 1 - комнаты **; этаж 2 - комнаты с **; этаж 1 - комнаты с **; этаж 2 - комнаты с **; этаж 3 - комнаты с **, принадлежащих на праве собственности **., составляет 125225847 руб. 62 коп. по состоянию на 1 января 2014 г.
Административные истцы согласившись с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, полагая их объективными и достоверными, подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просили установить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере, определенном экспертом в оценочной судебной экспертизе.
Суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, пришел к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы от 24 июня 2016 г. N*****, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "*****" *****ым Ю.В., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, затратного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного, и исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд принял заключение оценочной судебной экспертизы от 24 июня 2016 г. N***** в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений от 10 апреля 2015 г. N*****, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и установил кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., в размере 73104592 руб. 36 коп. в отношении нежилых помещений с кадастровым номером *****, в размере 78982348 руб. 53 коп. в отношении, нежилых помещений с кадастровым номером *****, в размере 125225847 руб. 62 коп. в отношении нежилых помещений с кадастровым номером *****, указав, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что представленный отчет не соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и не может достоверно подтверждать рыночную стоимость объекта оценки, основаны на предположении и не могут повлечь отмену правильного по существу решения. Данных об иной рыночной стоимости спорного объекта оценки, что могло бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Выражая несогласие с решением суда, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в апелляционной жалобе также указал, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, заявители имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, его установившими, тем более на основании заключения эксперта.
Судебная коллегия не согласна с указанными доводами, исходя из следующего.
В силу пункта 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта оценки - нежилого помещения его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов оценки их рыночной стоимости нарушает права заявителей, являющихся их собственниками, как плательщиков налога на имущество физических лиц, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом выбранный заявителями способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Московского городского суда от 3 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.