Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Савиной С.А.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а Н.В. на решение Московского городского суда от 30 июня 2016 года,
установила:
Закрытое акционерное общество "*****" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости: нежилого здания с кадастровым номером *****, земельных участков с кадастровыми номерами *****, *****, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровая стоимость в отношении нежилого здания установлена в размере 83 124 709,67 руб., земельных участков с кадастровыми номерами *****, ***** - в размере 1 992 133 960 руб. и 1 327 531 070,02 руб. соответственно.
Административный истец не согласился с указанной кадастровой стоимостью объектов недвижимости, полагая её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, что нарушает его права и затрагиваются интересы, как плательщика налога на имущество организаций.
В судебное заседание суда первой инстанции представители административного истца по доверенности ***. явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, представили возражения на заключение судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенности **. просил в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом первой инстанции постановлено: Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 60 362 000 (шестьдесят миллионов триста шестьдесят две тысячи) рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной земельного участка площадью 120 970 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 1 243 991 000 (один миллиард двести сорок три миллиона девятьсот девяносто одна тысяча) рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной земельного участка площадью 81 671 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 781 979 000 (семьсот восемьдесят один миллион девятьсот семьдесят девять тысяч) рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения закрытого акционерного общества "*****" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве считать 25 декабря 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, земельных участков с кадастровым номером *****, *****, расположенных по адресу: *****, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционной жалобы, подписанной их представителем *****ым Н.В., согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителей ЗАО "*****" - ***., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, ЗАО "*****" на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание, с кадастровым номером *****, площадью 2 237,2 кв.м, расположенное по адресу: *****;
- земельный участок, с кадастровым номером *****, площадью 120 970 кв.м, расположенный по адресу: *****;
- земельный участок, с кадастровым номером *****, площадью 81 671 кв.м, расположенный по адресу: *****
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***** утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" и составила 83 124 709,67 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *****, ***** утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в городе Москве" и составила по состоянию на 01.01.2014 1 992 133 960 руб. и 1 327 531 070,02 руб. соответственно.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости закрытое акционерное общество "*****" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 25 декабря 2015 года. Решениями Комиссии от 21 января 2016 года в удовлетворении данного заявления отказано.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г., утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП, административный истец представил суду отчеты об оценке N 08**, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности "**", в соответствии с которыми рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014 года определена: нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 56 054 117 руб.; земельного участка площадью 120 970 кв.м, с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 1 192 501 082 руб.; земельного участка площадью 81 671 кв.м, с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере 759 877 289 руб.
На указанные отчеты получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "**".
В ходе рассмотрения дела у суда возникли вопросы, требующие специальных знаний в области оценочной деятельности, в связи с чем, по ходатайству административного истца определением суда от 11 мая 2016 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, проведение которой поручено закрытому акционерному обществу "*****".
По заключению оценочной судебной экспертизы ЗАО "*****" от 19 мая 2016 года:
- на поставленный судом вопрос о соответствии представленных отчетов об оценке N **, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности "**", требованиям законодательства об оценочной деятельности, экспертами дан отрицательный ответ. При этом в заключении судебной экспертизы экспертами подробно изложены допущенные оценщиками нарушения требований Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки при проведении оценки конкретно по каждому из подходов и сделан вывод о невозможности подтвердить рыночную стоимость оцениваемых объектов в рамках представленных отчетов.
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м, с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: ***** по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 60 362 000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 120 970 кв.м, с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: ***** по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 1 243 991 000 руб.,
- рыночная стоимость земельного участка, площадью 81 671 кв.м, с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: ***** по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 781 979 000 руб.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектам оценки; экспертом произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2014 года.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы ЗАО "*****" от 19 мая 2016 года в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке N **, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности "**", требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, а также подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. нежилого здания в размере 60 362 000 руб., земельного участка с кадастровым номером *****в размере1 243 991 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером *****в размере 781 979 000 руб., указав, что установленная решением кадастровая стоимость объектов оценки применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ЗАО "*****" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Московского городского суда от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.