Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Савиной С.А.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности ******а В.И. на решение Московского городского суда от 9 июня 2016 года,
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "******" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****** по адресу: ******, равной его рыночной стоимости в размере 32997000 руб. по состоянию на 1 января 2014 г. Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель города Москвы" в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 36612194 руб. 65 коп. Административный истец не согласился с указанной кадастровой стоимостью земельного участка, полагая её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, что нарушает права и затрагивает его интересы, как плательщика земельного налога.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "******" - ******Н. поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - ******. просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено: Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "******" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 7145 кв.м с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости, равной 32997000 (тридцать два миллиона девятьсот девяносто семь тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "******" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 11 ноября 2015 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 7145 кв.м с кадастровым номером ****** по адресу: ******, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "******" излишне уплаченную государственную пошлину для подачи административного искового заявления в размере 4000 руб. по платежному поручению N157 от 28 декабря 2015 г.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционной жалобы, подписанной их представителем ******ым В.И., согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца ООО "******" - ***., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее Закон об оценочной деятельности в РФ) федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка общей площадью 7145 кв.м с кадастровым номером ******, вид разрешенного использования: под размещение производственной базы, расположенного по адресу: ******.
По результатам государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП, в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 36612194 руб. 65 коп.
Административный истец оспорил результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 11 ноября 2015 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии от 26 ноября 2015 г. N ****** административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 25 сентября 2015 г. N******, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "******", согласно данному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. составила 26440000 руб. На указанный отчет 12 октября 2015 г. получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "******".
В ходе рассмотрения дела административный ответчик Правительство Москвы и заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы предоставили суду письменные возражения на заявленные административные исковые требования, в которых указали на несоответствие предоставленного административным истцом отчета об оценке от 25 сентября 2015 г. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. С учетом указанного обстоятельства представителем административного истца было заявлено ходатайство о назначении по административному делу судебной оценочной экспертизы.
На основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 17 марта 2016 г. по административному делу была назначена оценочная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "******" ******ой Ю.М.
По заключению судебной оценочной экспертизы от 10 мая 2016 г. N******, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "******" ******ой Ю.М.:
- отчет от 25 сентября 2015 г. N****** об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 7145 кв.м с кадастровым номером ****** по адресу: ******, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "******", не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки. При определении стоимости земельного участка допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимого имущества;
- рыночная стоимость земельного участка общей площадью 7145 кв.м с кадастровым номером ****** по адресу: ******, по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 32997000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, полагая их объективными и достоверными, подав дополнительное (уточненное) административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной в заключении оценочной судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы расчет величины рыночной стоимости спорного земельного участка, произведенный экспертом не оспаривал.
Суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы от 10 мая 2016 г. N******, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "******" ******ой Ю.М., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, и посчитал возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 10 мая 2016 г. N****** в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 32997000 руб., положив в основу судебного решения по административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Также суд указал, что поскольку датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 11 ноября 2015 г., то установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, оснований не доверять представленному заключению от 10 мая 2016 г., проведенному экспертом общества с ограниченной ответственностью "******" ******ой Ю.М., у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка. Эксперт предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, имеет высшее образование, стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 9 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности ******ым В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.