Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Мамадали к.К. на вступившее в законную силу постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 16 июля 2015 года с учетом определения судьи Перовского районного суда города Москвы от 15 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Перовского районного суда города Москвы от 16 июля 2015 года гражданка Кыргызской Республики Мамадали к.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось.
В настоящей жалобе Мамадали к.К. просит изменить названный судебный акт в части назначенного ей дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что на территории Российской Федерации проживает её супруг - Р. у.Н., являющийся гражданином Российской Федерации, в связи с чем назначенное ей наказание в виде административного выдворения нарушает её право на уважение личной и семейной жизни, гарантированное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст.2 указанного Федерального закона миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан").
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2015 года в 11 часов 30 минут по адресу***, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по г.Москве по району Перово была выявлена гражданка Кыргызской Республики Мамадали к.К., которая в нарушение ст.ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имела при себе документов, подтверждающих законность её пребывания на территории Российской Федерации, а именно: паспорта и (или) миграционной карты. Указанные действия Мамадали к.К. квалифицированы по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновность Мамадали к.К. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом сотрудника УУП ОМВД России по г. Москве по району Перово; справкой УФМС; выпиской из АС ЦБДУИГ ФМС России; письменными объяснениями Мамадали к.К., а также её устными показаниями, полученными судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Мамадали к.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку осуществив въезд на территорию Российской Федерации 03 августа 2014 года и получив миграционную карту, после истечения срока ее действия 31 октября 2014 года, Мамадали к.К. находилась на территории Российской Федерации без миграционной карты, т.е. без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи районного суда.
В соответствии с п. 2 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая диспозицию ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, состав вменяемого Мамадали к.К. деяния подлежит уточнению: вместо указания в постановлении судьи районного суда на отсутствие при себе у названного лица документов паспорта и (или) миграционной карты, следует указать на нарушение Мамадали к.К. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Данные изменения направлены на уточнение объективной стороны вменяемого Мамадали к.К. деяния, не влекут усиление административного наказания, никаким иным образом ее положение не ухудшают, отвечают правовой позиции изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N5-АД16-77.
Изложенный в жалобе довод о том, что Мамадали к.К. состоит в браке с гражданином Российской Федерации в связи с чем применение к нее такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, повлекло нарушение ее права на уважение семейной жизни, гарантированное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г., г. Рим), также заслуживает внимания.
На основании ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В силу ч. 2 названной статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Мамадали к.К. на уважение семейной жизни.
Как усматривается из приложенных заявителем к настоящей жалобе нотариально удостоверенных копий паспорта гражданина Российской Федерации Р.у. Н., свидетельства о заключении брака, брак между Мамадали к.К. и Р. у.Н. зарегистрирован Левобережным отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы 20 декабря 2014 года. Р. у.Н. проживает постоянно не территории Российской Федерации.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не установлено, к административной ответственности Мамадали к.К. ранее не привлекалась. Приведенные выше обстоятельства, изученные при рассмотрении жалобы документы, достоверность которых сомнений не вызывает, в совокупности с материалами дела свидетельствуют о том, что назначение Мамадали к.К. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 16 июля 2015 года надлежит изменить, исключив из него указание на назначенное Мамадали к.К. дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Мамадали к.К. - удовлетворить.
Постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 16 июля 2015 года с учетом определения судьи Перовского районного суда города Москвы от 15 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Мамадали к. К., изменить:
- вместо указания в постановлении судьи районного суда на отсутствие при себе у названного лица документов паспорта и (или) миграционной карты, следует указать на нарушение Мамадали к.К. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
- исключить из постановления назначенное Мамадали к.К. дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 16 июля 2015 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.