Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ширинова Р. К. о. на вступившие в законную силу постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 04 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении
установил:
постановлением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2015 года Ширинов Р.К.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год.
Решением судьи Московского городского суда от 04 апреля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Ширинова Р.К.о. -без удовлетворения.
В настоящей жалобе Ширинов Р.К.о., выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене либо о переквалификации его действий на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ, ссылаясь на то, что место ДТП он не оставлял, длительное время ожидал сотрудников ГИБДД, передал контактные данные второму участнику ДТП и возместил причиненный ущерб, что также подтверждается показаниями потерпевшей Федосовой А.П.; также указывает, что в протоколе об административном правонарушении, а также судебных актах не верно указано место совершения правонарушения, поскольку строения 2 у дома N4 по ул. Россошанской в г. Москве не существует.
Ф. А.П., уведомленная в соответствии с требованиями ч. 2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, жалобы на указанные выше судебные постановления, в установленный срок возражений на данную жалобу не представила.
Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ наступает за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения РФ места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Пунктом 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
В силу пункта 2.6.1 названных Правил, если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:
оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии - если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
При рассмотрении дела судьёй районного суда установлено, что 01 декабря 2015 года в 15 часов 00 минут, Ширинов Р.К.о., управляя транспортным средством марки "***" государственный регистрационный знак ***, в районе дома 4/2 по ул. Россошанская в г.Москве, являясь участником ДТП с автомобилем марки "***", государственный регистрационный знак ***, под управлением Ф. А.П., в нарушение требований Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Ширинова Р.К.о. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении; справкой о ДТП; схемой места совершения административного правонарушения; рапортом сотрудника ГИБДД; актами осмотра транспортных средств; а также показаниями потерпевшей Ф.А.П. и самого Ширинова Р.К.о.
При разрешении данного дела об административном правонарушении нижестоящие судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали правильную юридическую оценку действиям Ширинова Р.К.о., и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и виновности Ширинова Р.К.о. в его совершении.
Довод жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении, а также судебных актах не верно указано место совершения правонарушения, поскольку строения 2 у дома N 4 по ул. Россошанской в г.Москве не существует, не может повлечь признание данного протокола недопустимым доказательством и удовлетворение жалобы. Вопрос о месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлению по делу об административном правонарушении, выяснялся при рассмотрении дела. Вывод судей о совершении Ширинова Р.К.о. административного правонарушения по адресу: г. Москва, ул. Россошанская, д.4/2 подтверждается совокупностью перечисленных выше доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Указание Ширинова Р.К.о. на то, что место ДТП он не оставлял, длительное время ожидал сотрудников ГИБДД, передал контактные данные второму участнику ДТП и возместил причиненный ущерб, что также подтверждается показаниями потерпевшей Федосовой А.П. не может повлечь удовлетворение жалобы.
Так, произошедшее событие отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия, которым в соответствии с п. 1.2 ПДД РФ является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
О наличии события административного правонарушения и виновности Ширинова Р.К.о. в его совершение свидетельствует совокупность вышеприведенных доказательств, в том числе акты осмотра транспортных средств с приложенными к ним фотоматериалами и справка о дорожно-транспортном происшествии, в которых зафиксированы механические повреждения, полученные автомашинами "Мерседес" и "Ниссан" в результате дорожно-транспортного происшествия, которые соответствуют друг другу по конфигурации и расположению контактирующих поверхностей.
Учитывая, что в результате ДТП обоим транспортным средствам были причинены механические повреждения, в обязанности водителей, в том числе Ширинова Р.К.о., входило после остановки транспортного средства на месте ДТП в соответствии с п. 2.5 ПДД РФ, совершить действия, предусмотренные п.2.6.1 ПДД РФ.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об отсутствии между участниками ДТП (Шириновым Р.К.о. и Федосовой А.П.) разногласий в оценке обстоятельств произошедшего, а также о предпринятых ими действиях, направленных на оформление документов о ДТП в порядке, предусмотренном п. 2.6.1 ПДД РФ и разрешающем покинуть место дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, Ширинов Р.К.о., оставив место ДТП, своими действиями фактически воспрепятствовал установлению и фиксации обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
Между тем как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 апреля 2001 года N 6-П закон, закрепляя обязанность лица, управляющего транспортным средством, под угрозой наказания оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия, связывает данную обязанность с интересами всех участников дорожного движения и необходимостью обеспечения выполнения ими взаимных обязательств, порождаемых фактом дорожно-транспортного происшествия. Это обусловлено, в том числе характером отношений, складывающихся между водителем, управляющим транспортным средством как источником повышенной опасности, и другими участниками дорожного движения, и не противоречит конституционно-правовому требованию о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Последовательность совершенных после ДТП Шириновым Р.К.о. действий указывает на очевидность умысла последнего на оставление места ДТП без его оформления, в связи с чем, действия Ширинова Р.К.о. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.27 КоАП РФ. Оснований для переквалификации действий Ширинова Р.К.о. на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ не имеется.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям Ширинова Р.К.о. и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и виновности Ширинова Р.К.о. в его совершении. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается. Бремя доказывания судебными инстанциями распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Судья Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверил дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При назначении наказания судья районного суда учел данные о личности Ширинова Р.К.о., конкретные обстоятельства дела, а также характер совершенного им административного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения.
Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначено Ширинову Р.К.о. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 11 марта 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 26 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, в отношении Ширинова Р. К. о. оставить без изменения, жалобу Ширинова Р.К.о.- без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.