Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу *** А.Е. в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт лесоведения Российской академии наук (далее - Институт, ФГБУ ИЛАН РАН) на вступившие в законную силу постановление N 142-40-319-86/2014 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 02 марта 2015 года, решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 18 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 24 мая 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением N 142-40-319-86/2014 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 02 марта 2015 года ФГБУ ИЛАН РАН признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей.
Решением судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 18 декабря 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ФГБУ ИЛАН РАН *** А.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 24 мая 2016 года постановление N 142-40-319-86/2014 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 02 марта 2015 года, решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 18 декабря 2015 года оставлены без изменения, жалоба защитника ФГБУ ИЛАН РАН *** А.Е. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ** А.Е. просит об отмене названных судебных решений и возвращении дела на новое рассмотрение, указывая на то, что земельные участки с кадастровыми номерами N *** и *** являются собственностью Российской Федерации, переданы ИЛАН РАН на праве постоянного бессрочного пользования, не изъяты для целей создания особо охраняемой природной территории - Природно-исторический парк "Москворецкий"; в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принадлежность указанных земельных участков к особо охраняемой природной территории ООПТ ПИП "Москворецкий"; должностным лицом и судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В силу ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность.
Пунктом 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с п. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В силу п. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях в городе Москве) на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе, изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории.
Согласно п. 1 и п. 4 Положения о природно-историческом парке "Московорецкий" (приложение к постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2005 г. N 742-ПП) (далее - Положение), природно-исторический парк "Москворецкий" - особо охраняемая природная территория города Москвы, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях города видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении. Природно-исторический парк "Москворецкий" - особо охраняемая природная территория регионального значения.
На основании п. 5 Положения на территории природно-исторического парка "Москворецкий" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Москворецкий", в том числе загрязнение почвы, замусоривание территории, захоронение бытовых и других отходов.
Как следует из материалов дела, 21 ноября 2014 года в ходе обследования земельных участков с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Крылатская, поселок Сосновка, д. 1, Строгино (кадастровый N *** и N ***), находящихся в пользовании ФГБУН "Институт лесоведения Российской Академии наук", государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" выявлены факты нарушения природоохранного законодательства, а именно п. 2 ст. 30 Закона Закон об особо охраняемых природных территориях в городе Москве, постановления Правительства Москвы от 09.04.2002 N 262-ПП " О мерах реализации закона г. Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в г. Москве", постановления Правительства г. Москвы от 29.12.1998 N 1012-ПП "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий", постановления Правительства г. Москвы от 27.09.2005 N 742-ПП "О природно-историческом парке "Москворецкий": обнаружено большое количество сухостойных деревьев, хранение горюче-смазочных материалов на травяном покрове, порубочные остатки, нахождение на территории бытового мусора, складирование люминесцентных ламп на почвенном покрове, складирование бетонных блоков, валежника из упавших деревьев, создающих пожароопасную ситуацию, отсутствие запрещающих и информационных знаков, зарастание квартальных просек древесно-кустарниковой растительностью, что затрудняет проезд пожарной техники.
Указанные действия ФГБУ ИЛАН РАН квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность Института в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N 142-40-319-86/2014-1 от 16 февраля 2015 года; актом обследования особо охраняемой территории от 21 ноября 2014 года; фототаблицей; планом-схемой к ату от 21 ноября 2014 года; распоряжением Префекта ЗАО г. Москвы N 918-РП от 10 мая 2001 года; свидетельством о государственной регистрации права; паспортом природно-исторического парка "Москворецкий"; информацией Департамента городского имущества города Москвы об оформленных земельно-правовых отношениях на земельные участки по адресу: г. Москва, *** с кадастровыми номерами *** и **** и другими материалами.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ФГБУ ИЛАН РАН состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалоб и получили надлежащую оценку в постановлении по делу об административном правонарушении и судебных решениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** не имеют статуса особо охраняемой природной территории и не входят в состав ООПТ ПИП "Москворецкий", проверялся судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда при рассмотрении жалоб и обоснованно был признан несостоятельным, поскольку он опровергается приведёнными выше доказательствами.
Так, распоряжением Префекта Западного административного округа г. Москвы от 10 мая 2001 г. N 918-РП, Институту лесоведения Российской академии наук установлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по ул. *** на территории Серебряноборского опытного лесничества, входящим в состав природного парка "Москворецкий", для эксплуатации зданий и сооружений научно-производственной базы, а также для проектирования и строительства научно-лабораторного корпуса, без изменения целевого назначения (л.д. 39).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 77 АБ ***, земельный участок, включающий в себя земли поселений и земли, занятые городскими лесами, имеющий кадастровый номер ***передан ИЛАН РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения имущественно-земельной комиссии префектуры СЗАО от 23.11.2002 г. N 28 и распоряжения префекта СЗАО г. Москвы от 13.11.2002 г. N 4401-рп.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права N 77 АБ ***, земельный участок, включающий в себя земли поселений и земельные участки академии наук, имеющий кадастровый номер *** передан ИЛАН РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании распоряжения префекта ЗАО г. Москвы от 10.05.2001 г. N 918-РП и плана земельного участка от 29.05.2001 г.
Природно-исторический парк "Москворецкий" образован постановлением Правительства г. Москвы от 29.12.1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское". Границы природно-исторического парка "Москворецкий" приведены в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 29.12.1998 года N 1012.
При этом, вопреки утверждению заявителя, из плана-схемы к акту обследования особо охраняемой территории от 21 ноября 2014 года (л.д. 36) и других материалов дела следует, что нарушения природоохранного законодательства выявлены должностными лицами ГПБУ "Мосприрода" именно на землях, принадлежащих ФГБУ ИЛАН РАН и входящих в состав природного парка "Москворецкий" согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Москвы от 29.12.1998 года N 1012.
Таким образом, действия ФГБУ ИЛАН РАН, осуществляющего деятельность на территории особо охраняемой природной территории регионального значения правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, при рассмотрении дела и жалобы должностное лицо и судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо административного органа, судья районного суда и судья Московского городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБУ ИЛАН РАН состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом, судьями первой и второй инстанций при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалоб, и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФГБУ ИЛАН РАН в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление N 142-40-319-86/2014 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 02 марта 2015 года, решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 18 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 24 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт лесоведения Российской академии наук оставить без изменения, жалобу защитника *** А.Е. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.