Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-209/2016 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года,
установил:
Закрытое акционерное общество "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания площадью 4 041,90 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005009:1033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 33, стр. 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, в соответствии с которым кадастровая стоимость указанного нежилого здания установлена в размере *** руб. ***коп. Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают обязанности по уплате завышенного и экономически необоснованного налога.
В судебном заседании представители административного истца Баранов К.Е., Катасонова О.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Лисицкий Д.И. просил в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, отказать, поддержал письменные пояснения, указав, что представленный отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, включая федеральные стандарты оценки.
Представители административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения административного ответчика и заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из того, что административный истец является собственником указанного здания и плательщиком налога на имущество, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилого здания площадью 4 041,90 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005009:1033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 33, стр. 2.
Кадастровая стоимость указанного здания по состоянию на 01 января 2014 года определена на основании Постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в размере *** коп.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве 17 ноября 2015 года.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве от 1 декабря 2015 года ЗАО "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" отказано в удовлетворении данного заявления.
Обращаясь в суд с требованием об определении кадастровой стоимости равной рыночной, административный истец представил отчет об оценке N***, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "НормаВест", согласно которому по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость нежилого здания определена в размере *** руб.
Отчет об оценке подготовлен оценщиком - членом Некоммерческого партнерства "Содружество независимых оценщиков", имеющим соответствующую профессиональную переподготовку, и застраховавшим свою ответственность в ООО "Группа Ренессанс Страхование".
Из положительного экспертного заключения от 12 ноября 2015 года N *** Некоммерческого партнерства "Содружество независимых оценщиков" следует, что названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что оценка нежилого здания проведена оценщиком с соблюдением норм действующего законодательства об оценочной деятельности, нарушений требований Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утверждённых приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которые позволяли ли бы суду сделать вывод о недостоверности и неправильности результатов отчета, оценщиком не допущено.
Отчет об оценке соответствует пункту 8 Федеральных стандартов оценки "Требования к отчету оценке (ФСО N 3)", утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254 (далее ФСО N 3), согласно которому вне зависимости от вида объекта оценки, в отчёте об оценке должна содержаться следующая информация: а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; б) применяемые стандарты оценки; в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор; д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки; е) основные факты и выводы.
Представленный отчет содержит 15 разделов, включающих необходимую информацию, которая использовалась оценщиком при определении рыночной стоимости здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 33, строение 2.
Основным фактам и выводам посвящен раздел 1 Отчета об оценке, в котором подробно описаны основания для проведения оценки, приведена общая информация, идентифицирующая объект оценки, а также указана итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки.
Описанию задания на оценку, сведениям о заказчике и оценщике, последовательности определения стоимости объекта оценки посвящены разделы 2-4 Отчета.
Раздел 5 содержит описание объекта оценки, включая его качественные и количественные характеристики.
В разделе 6 приведен анализ рынка объекта оценки, дана общая характеристика Центрального административного округа г. Москвы
Разделы 7,8 содержат общее описание основных подходов, применяемых при оценке недвижимости, а также обоснование выбора подходов к оценке рыночной стоимости объекта оценки.
Оценщиком для определения рыночной стоимости здания использовались доходный и сравнительный подходы к оценке, обоснован выбор используемых подходов и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки; приведены результаты оценки, полученные при применении каждого подхода.
Расчет стоимости объекта оценки и обоснование применяемых корректировок в рамках применения сравнительного подхода приведен в разделе 8, в рамках применения доходного подхода в разделе 10.
Согласование результатов применения сравнительного и доходного подходов при оценке содержится в разделе 11 отчета на стр. **.
Оценщиком проанализированы факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведены ценообразующая информация, использованная при определении стоимости нежилого здания и последовательность определения стоимости объекта оценки, а также расчеты, позволяющие пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
В судебном заседании была допрошена оценщик Ячменева Е.В., подтвердившая выводы, изложенные в отчете об оценке и представившая письменные пояснения, которые опровергают возражения ответчика относительно отчета об оценке.
Возражения ответчика вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания не подтверждены доказательствами об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и не могут поставить под сомнение достоверность отчета об оценке, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "НормаВест", поскольку подписаны лицом, компетентность которого в сфере оценочной деятельности не подтверждена документально.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы административными ответчиками не заявлено.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что доказательств иной рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не представлено, выводы оценщика, изложенные в отчете об оценке, не опровергнуты, суд устанавливает кадастровую стоимость нежилого здания соответствующую его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года на основании этого отчета об оценке в размере *** рублей.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 4 041,90 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005009:1033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 33, стр. 2, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере *** рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения закрытого акционерного общества "Московское научно-производственное объединение "СПЕКТР" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве считать 17 ноября 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005009:1033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 33, стр. 2 в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.