Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Давтян М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-894/2016 по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества "ПРИНТСЕРВИС" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года,
установил:
Открытое акционерное общество "ПРИНТСЕРВИС" (далее - ОАО "ПРИНТСЕРВИС", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804, площадью 7396,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 60, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года в размере 439 089 112 рублей.
В обоснование заявленных административных исковых требований истец ссылается на то, что является собственником спорного нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804, которое поставлено на государственный кадастровый учет 17 февраля 2014 года. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого помещения составила 669 866 437,80 рублей. Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость объекта капитального строительства значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы, поскольку кадастровая стоимость нежилого помещения влияет на размер налога на имущество, уплачиваемого ОАО "ПРИНТСЕРВИС".
Представитель административного истца ОАО "ПРИНТСЕРВИС" по доверенности Грунин С.А. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, полагал выводы судебной оценочной экспертизы обоснованными.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Пелевина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам ранее представленных письменных пояснений, полагала, что административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности величины кадастровой стоимости нежилого здания.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ОАО "ПРИНТСЕРВИС" подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ОАО "ПРИНТСЕРСВИС" является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804, общей площадью 7396,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 60, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28 октября 2014 года серии 77-АР N905078.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Таким образом, датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 ноября 2015 года, представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, кадастровая стоимость данного нежилого помещения утверждена в размере 669 866 437,80 рублей.
По информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве сведения о спорном помещении, принадлежащем ОАО "ПРИНТСЕРВИС", внесены в государственный кадастр недвижимости 17 февраля 2014 года на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастровая стоимость объекта недвижимости после утверждения результатов государственной кадастровой оценки была определена по состоянию на 31 декабря 2014 года в рамках статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в соответствии с пунктами 4.1,3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 18 марта 2011 года N 113.
Следовательно, кадастровая стоимость спорного нежилого помещения была определена в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем, административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость нежилого помещения значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций.
ОАО "ПРИНТСЕРВИС" в силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащее ему помещение является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ОАО "ПРИНТСЕРВИС" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, суд находит необоснованными, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Обращение ОАО "ПРИНТСЕРВИС" в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, при разрешении дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 26 января 2016 года N51-948/2016 отклонено заявление ОАО "ПРИНТСЕРВИС" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д.60.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, ОАО "ПРИНТСЕРВИС" представило отчет об оценке N15-17034 от 09 февраля 2015 года, подготовленный ООО "Свисс Аппрэйзал Раша", в соответствии с которым рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на17 февраля 2014 года составляет 439 089 112 рублей.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение N122/02/015 от 25 февраля 2015 года, подготовленное экспертом НП СОО "СИБИРЬ".
Вместе с тем в письменных возражениях на административные исковые требования Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объекта недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом отчет об оценке на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, и в целях проверки представленного административным истцом отчета об оценке на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 18 августа 2016 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ИНТЕЛИС-оценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N15-17034 от 09 февраля 2015 года, подготовленный ООО "Свисс Аппрэйзал Раша", не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям федеральных стандартов оценки.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804, общей площадью 7396,2 кв.м, расположенного адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д.60, по состоянию на 17 февраля 2015 года составляет 465 458 655 рублей.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт Котенко В.А., проводившая экспертизу, предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, стаж экспертной работы в области оценочной деятельности с 2006 года.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, на основании этого исследования даны полные ответы на поставленные судом вопросы.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объекта оценки; произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения; выводы экспертного заключения полностью согласуются с его исследовательской частью.
Таким образом, определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость спорного объекта оценки не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение судебной оценочной экспертизы основано на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Суд приходит к выводу, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
При этом административный истец выводы судебной оценочной экспертизы не оспаривал.
Административные ответчики обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Выводы отчета об оценке рыночной стоимости от 09 февраля 2015 года, подготовленного ООО "Свисс Аппрэйзал Раша" и представленного административным истцом, опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, сторонами не представлено.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804, общей площадью 7396,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 60, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года в размере 465 458 655 рублей.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление ОАО "ПРИНТСЕРВИС" об установлении кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, подлежит частичному удовлетворению.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ОАО "ПРИНТСЕРВИС" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 29 декабря 2015 года.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилого помещения применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Разрешая спор по существу, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований ОАО "ПРИНТСЕРВИС" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, поскольку в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве с просьбой внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости административный истец не обращался. Поскольку права ОАО "ПРИНТСЕРВИС" указанным ответчиком не нарушались, на него в силу требований закона не может быть возложена какая-либо обязанность в судебном порядке.
Кроме того, настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества "ПРИНТСЕРВИС" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804, общей площадью 7 396,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д.60, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года, в размере 465 458 655 (четыреста шестьдесят пять миллионов четыреста пятьдесят восемь тысяч шестьсот пятьдесят пять) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804 в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0025016:1804 считать дату обращения Открытого акционерного общества "ПРИНТСЕРВИС" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 29 декабря 2015 года.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Открытого акционерного общества "ПРИНТСЕРВИС" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.