Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката П.а Р.В. в защиту А.а М.В. на постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 21 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Перовского районного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г. гражданин Республики Армения А. М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В настоящей жалобе защитник П. Р.В. просит об отмене названного судебного акта, ссылаясь на то, что требования миграционного законодательства А. М.В. не нарушал.
В судебное заседание А. М.В., будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился, направил своего защитника П.а Р.В., который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения П.а Р.В., ознакомившись с доводами жалобы заявителя, нахожу обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного
разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 20 сентября 2016 г. в 09 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ***, д.. 3, сотрудниками УУП ОМВД России по району Новогиреево г. Москвы выявлен гражданин Республики Армения А. М.В., прибывший в Российскую Федерацию 10 февраля 2016 г. в порядке, не требующем получения визы, который в нарушение требований ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" при въезде на территорию Российской Федерации не оформил полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин -лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Пунктом 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
Под другими категориями иностранных граждан в диспозиции указанной нормы понимаются, в частности, граждане иностранных государств, в отношении которых международными договорами Российской Федерации установлены особые правила оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации, не требующие оформления полиса медицинского страхования.
Данный вывод следует из содержания ч. 3 ст. 19 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации, а также п. 3 Правил оказания медицинской помощи иностраннымгражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 марта 2013 г. N 186, в соответствии с которым в случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора.
В настоящее время в отношении граждан Республики Армения такой порядок установлен Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане (далее - Договор), которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
10 октября 2014 г. в г. Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который вступил в силу для Российской Федерации 02 января 2015 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу п. 5 ст. 96 Договора обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию).
Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению N 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.
В соответствии с п. 4 Приложения N 30 к Договору государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.
Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и
муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно независимо от наличия медицинского страхового полиса.
Из анализа п. 4 Приложения N 30 к Договору во взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", определяющей объем прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи, следует, что граждане государств-членов имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования. В свою очередь, в базовую программу в соответствии с ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ входят первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь в определенных случаях.
Таким образом, гражданам государств - участников Договора, временно пребывающим на территории Российской Федерации, должна предоставляться первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь наравне с гражданами Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о принадлежности данной категории иностранных граждан к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.
Следовательно, обязанность по оформлению полиса добровольного медицинского страхования, обеспечивающего оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, на граждан Республики Армения не распространяется. Такая медицинская помощь должна им предоставляться бесплатно в силу международного договора Российской Федерации.
Приведенное положение, оцениваемые применительно к ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости представления иностранным гражданином при въезде в Российскую Федерацию полиса медицинского страхования не распространяется на иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации, для которых оформление полиса медицинского страхования не является обязательным.
С учетом изложенного, вывод судьи районного суда о том, что при въезде на территорию Российской Федерации гражданин Республики Армения А. М.В. должен был представить полис медицинского страхования, основан на неверном толковании норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
При таких обстоятельствах постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2016 г. не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
жалобу адвоката П.а Р.В. в защиту А.а М.В. удовлетворить.
постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении А.а М.В. отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.