Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу М.а А. на постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 20 сентября уста 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Перовского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 г. гражданин Республики Армения М. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, М. А. ставит вопрос об отмене данного постановления, ссылаясь на его незаконность и обоснованность.
В судебном заседании М. А. и его защитник С. А.Н. доводы жалобы поддержали, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела письменных объяснений М.а А., которое судьей Московского городского суда удовлетворено.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения М.а А. и его защитника С.а А.Н., изучив материалы дела, нахожу постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 г. подлежащим отмене.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 19 сентября 2016 г. в 12 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ***, вл. 18, сотрудниками ОВМ ОМВД России по району Вешняки г. Москвы выявлен гражданин республики Армения М. А., прибывший в Российскую Федерацию 18 июня 2016 г. в порядке, не требующем получения визы, который в нарушение требований ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" при въезде на территорию Российской Федерации не оформил полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем с таким выводом судьи нельзя согласиться.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Пунктом 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
Под другими категориями иностранных граждан в диспозиции указанной нормы понимаются, в частности, граждане иностранных государств, в отношении которых международными договорами Российской Федерации установлены особые правила оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации, не требующие оформления полиса медицинского страхования.
Данный вывод следует из содержания ч. 3 ст. 19 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации, а также п. 3 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 марта 2013 г. N 186, в соответствии с которым в случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора.
В настоящее время в отношении граждан Республики Армения такой порядок установлен Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане (далее - Договор), которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
10 октября 2014 г. в г. Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который вступил в силу для Российской Федерации 02 января 2015 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу п. 5 ст. 96 Договора обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию).
Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению N 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.
В соответствии с п. 4 Приложения N 30 к Договору государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.
Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно независимо от наличия медицинского страхового полиса.
Из анализа п. 4 Приложения N 30 к Договору во взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", определяющей объем прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи, следует, что граждане государств-членов имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования. В свою очередь, в базовую программу в соответствии с ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ входят первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь в определенных случаях.
Таким образом, гражданам государств - участников Договора, временно пребывающим на территории Российской Федерации, должна предоставляться первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь наравне с гражданами Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о принадлежности данной категории иностранных граждан к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.
Следовательно, обязанность по оформлению полиса добровольного медицинского страхования, обеспечивающего оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, на граждан Республики Армения не распространяется. Такая медицинская помощь должна им предоставляться бесплатно в силу международного договора Российской Федерации.
Приведенное положение, оцениваемые применительно к ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 года, позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости представления иностранным гражданином при въезде в Российскую Федерацию полиса медицинского страхования не распространяется на иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации, для которых оформление полиса медицинского страхования не является обязательным.
С учетом изложенного, вывод судьи районного суда о том, что при въезде на территорию Российской Федерации гражданин Республики Армения М. А. должен был представить полис медицинского страхования, основан на неверном толковании норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
При таких обстоятельствах постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 г. не может быть признано законным и подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении М.а А., отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.