Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Э.а уулу Н. на постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 22 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Перовского районного суда города Москвы от 22 сентября 2016 г. гражданин Республики Кыргызстан Э. у.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В настоящей жалобе Э. у.Н. просит об отмене названного судебного акта, ссылаясь на то, что требования миграционного законодательства Э. у.Н. не нарушал.
В судебное заседание явились Э. у.Н. и его защитник С. Ы., допущенный к участию в деле на основании письменного ходатайства Э.а у.Н., которые поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Э.а у.Н., С. Ы., изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного
разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 22 сентября 2016 г. в 13 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ***, д. 32, сотрудниками ОМВД России по району Новокосино г. Москвы выявлен гражданин республики Кыргызстан Э. у.Н., прибывший в Российскую Федерацию 22 июня 2016 г. в порядке, не требующем получения визы, который в нарушение требований ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" при въезде на территорию Российской Федерации не оформил полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин -лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Пунктом 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
Под другими категориями иностранных граждан в диспозиции указанной нормы понимаются, в частности, граждане иностранных государств, в отношении которых международными договорами Российской Федерации установлены особые правила оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации, не требующие оформления полиса медицинского страхования.
Данный вывод следует из содержания ч. 3 ст. 19 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации, а также п. 3 Правил оказания медицинской помощи иностраннымгражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 марта 2013 г. N 186, в соответствии с которым в случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора.
В настоящее время в отношении граждан Республики Кыргызстан такой порядок установлен Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане (далее - Договор), которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
23 декабря 2014 г. в г. Москве подписан Договор о присоединении Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который вступил в силу для Российской Федерации 01 января 2015 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу п. 5 ст. 96 Договора обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию).
Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению N 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.
В соответствии с п. 4 Приложения N 30 к Договору государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.
Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и
муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно независимо от наличия медицинского страхового полиса.
Из анализа п. 4 Приложения N 30 к Договору во взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", определяющей объем прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи, следует, что граждане государств-членов имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования. В свою очередь, в базовую программу в соответствии с ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ входят первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь в определенных случаях.
Таким образом, гражданам государств - участников Договора, временно пребывающим на территории Российской Федерации, должна предоставляться первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь наравне с гражданами Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о принадлежности данной категории иностранных граждан к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.
Следовательно, обязанность по оформлению полиса добровольного медицинского страхования, обеспечивающего оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, на граждан Республики Кыргызстан не распространяется. Такая медицинская помощь должна им предоставляться бесплатно в силу международного договора Российской Федерации.
Приведенное положение, оцениваемые применительно к ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 года, позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости представления иностранным гражданином при въезде в Российскую Федерацию полиса медицинского страхования не распространяется на иностранных граждан, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации, для которых оформление полиса медицинского страхования не является обязательным.
С учетом изложенного, вывод судьи районного суда о том, что при въезде на территорию Российской Федерации гражданин Республики Кыргызстан Э. у.Н. должен был представить полис медицинского страхования, основан на неверном толковании норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
При таких обстоятельствах постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 г. не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
жалобу Э.а уулу Н. удовлетворить.
постановление судьи Перовского районного суда города Москвы от 22 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Э.а уулу Н. отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.