Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу М.а Б. на постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 25 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 25 августа 2016 г. гражданин Республики Кыргызстан М. Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В настоящей жалобе М. Б. просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что 11 августа 2016 г. он продлил срок временного пребывания на территории Российской Федерации до 05 мая 2017 г. на основании имеющегося у него трудового договора, что подтверждается копиями миграционной карты и отрывной части бланка уведомления о прибытии в место пребывания.
В судебное заседание Московского городского суда М. Б. и его защитник Д. М.Н. явились, поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения М.а Б. и Д. М.Н., проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 25 августа 2016 г. подлежащим отмене.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 24 августа 2016 г. в 17 час 00 минут по адресу: г. Москва, ***, д. 1, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Кыргызстан М. Б., прибывший в Российскую Федерацию 06 мая 2016 г. в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 389-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с названным выше Федеральным законом.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
В соответствии с частью 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
23 декабря 2014 года в городе Москве подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", вступившим в силу 24 июля 2015 года.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, при разрешении настоящего дела об административном правонарушении в отношении М.а Б. применимы положения части 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., исключающие действие требований части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Как усматривается из приложенных к жалобе копий документов: национального паспорта, трудового договора, отрывной части бланка уведомления о прибытии в место пребывания и миграционной карты, оригиналы которых обозревались в судебном заседании Московского городского суда, 06 мая 2016 г. М. Б. прибыл в Российскую Федерации на срок до 03 августа 2016 г., 10 августа 2016 г. он заключил трудовой договор с ООО "Космо" сроком на 1 год и 22 августа 2016 г. был поставлен на миграционный учет по месту нахождения своего работодателя: г. Москва, ***, д. 15, на срок до 05 мая 2017 г. Кроме того, в миграционной карте заявителя имеется отметка о продлении срока его временного пребывания на территории Российской Федерации до 05 мая 2017 г. При этом дата выдачи, серия и номер миграционной карты М.а Бакытбека полностью совпадают с данными миграционной карты, выданной ему при въезде в Российскую Федерацию 06 мая 2016 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются также сведениями о проверке гражданина Республики Кыргызстан М.а Б. по учетам базы данных ЦБДУИГ, полученными по запросу судьи Московского городского суда.
Следовательно, на момент составления протокола об административном правонарушении 24 августа 2016 г. М. Б. законно находился на территории Российской Федерации, поскольку срок его временного пребывания на территории Российской Федерации не истек.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, является неправильным, сделан без учета приведенных выше положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., не основан на фактических обстоятельствах дела.
С учетом изложенного, постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 25 августа 2016 г. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 25 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении М.а Б. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.