Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ЗАО Фирма "Химчистка-22" П.а А.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 10 декабря 2015 г. и решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 25 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 10 декабря 2015 г. ЗАО Фирма "Химчистка-22" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 684 448 (шестьсот восемьдесят четыре тысячи четыреста сорок восемь) рублей.
Решением судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 25 июля 2016 г. названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба представителя ЗАО Фирма "Химчистка-22" Подборского К.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе П. А.Н., выражая несогласие с состоявшимися по делу решениями, просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение должностными лицами и судом норм материального права, а также на существенные процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении. В обоснование приведенного довода заявитель указывает, что принадлежащий Обществу земельный участок используется по назначению, согласно п. 73. договора купли продажи от 29 сентября 2000 г., заключенного между СГУП по продаже государственно и муниципального имущества г. Москвы (Продавец) и ЗАО Фирма "Химчистка-22" (Покупатель).
В судебное заседание явился представитель Общества П. А.Н., который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве В. М.Н. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения П.а А.Н. и В.а М.Н., изучив материалы дела, нахожу состоявшиеся по делу решения законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
Согласно ч. ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В настоящее время правила землепользования и застройки в городе Москве не утверждены.
Вместе с тем в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве в соответствии со ст. 3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, которое в соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подлежит применению в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых были установлены до издания приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, утвердившего Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП виды разрешенного использования земельных участков имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, которые в силу с п. 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 366-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", указываются в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
В силу п. 1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно п. 4.2.7 указанного постановления Департамент городского имущества города Москвы принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Пунктом 5.1 постановления N 99-ПП установлено, что в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства) по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования, и по другим вопросам.
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Разрешенное использование земельного участка в силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет согласно ст. 16 Закона о кадастре производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов.
На основании п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Также основополагающим принципом земельного законодательства, установленным п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обязанность осуществления платы за использование земли подтверждается ст. ст. 42, 65 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей, основанная на оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями и, как следствие, нарушение правового режима земель в составе земель населенных пунктов.
Как усматривается из материалов дела, в период с 12 октября 2015 г. по 14 октября 2015 г. на основании поручения заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 01 октября 2015 г. проведено обследование земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3811 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ***, вл. 4/6. стр. 1.
В ходе обследования установлено, что указанный земельный участок принадлежит ЗАО Фирма "Химчистка-22" на праве собственности и имеет целевое назначение: под эксплуатацию производственного корпуса.
Установлено также, что на данном земельном участке располагается здание, помещения которого фактически используются для предоставления услуг по химчистке и стирке одежды, а также других видов текстиля.
По результатам проведенного обследования составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 14 октября 2015 г., в котором отражен факт использования ЗАО Фирма "Химчистка-22" земельного участка с кадастровым номером *** не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
14 октября 2015 г. по факту выявленного нарушения государственным инспектором по использованию и охране земель г. Москвы в отношении ЗАО Фирма "Химчистка-22" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель Общество привлечено к административной ответственности.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; поручением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 01 октября 2015 г. о проведении обследования земельного участка; актом административного обследования объекта земельных отношений от 14 октября 2015 г. с обмером площади земельного участка и приложенной к нему фототаблицей; свидетельством о государственной регистрации права собственности ЗАО Фирма "Химчистка-22" на земельный участок с кадастровым номером ***, в котором указан вид его разрешенного использования; договором купли-продажи земельного участка с приложением; письмом ДГИ г. Москвы и другими материалами дела.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО Фирма "Химчистка-22" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку фактическое использование принадлежащего Обществу земельного участка с видом разрешенного использования "под эксплуатацию производственного корпуса" под размещение химчистки свидетельствует об использовании этого земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и разрешенным использованием.
Довод жалобы об обратном не обоснован.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Такой вид разрешенного использования земельных участков как "под эксплуатацию производственного комплекса" соответствует коду 1.2.9 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, и используемой в постановлении Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, и не позволяет размещать на нем здания, предназначенные для оказания населению и организациям бытовых услуг (в частности, ателье, парикмахерские, химчистки), тогда как использование земельного участка для размещения и эксплуатации химчистки относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.5.
Анализ изложенного указывает на то, что фактическое использование земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее ЗАО Фирма "Химчистка-22" на праве собственности, не подпадает под вид разрешенного использования по коду 1.2.9, установленный в соответствии с целью предоставления вышеупомянутого земельного участка по договору купли-продажи от 24 июля 2009 г. N М-07-С00181. В связи с этим можно сделать вывод о том, что данный земельный участок используется не по целевому назначению.
Таким образом, действия ЗАО Фирма "Химчистка-22" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и действующим земельным законодательством.
Доказательств того, что Обществом приняты все зависящие от него меры по использованию спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, а также доказательств возникновения непреодолимых препятствий для целевого использования земельного участка, в материалах дела не имеется и к жалобе заявителем не приложено.
Наличие в решении судьи районного суда указания на виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, который не подлежит применению к возникшим правоотношениям, на правильность вывода судьи о законности и обоснованности постановления должностного лица не повлияло, а потому допущенная судьей ошибка не может повлечь отмену принятого им судебного акта.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в пределах установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 10 декабря 2015 г. и решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 25 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении ЗАО Фирма "Химчистка-22" оставить без изменения, жалобу представителя ЗАО Фирма "Химчистка-22" П.а А.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.