Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Турабоева Ш.Э. - адвоката Поройковой М.Л. на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 28 октября 2016 года, которым гражданин Республики **** Турабоев Ш.Э., ****** года рождения, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере *** (****) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
28 октября 2016 года старшим инспектором 4 О/П УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве в отношении гражданина Республики ***** Турабоева Ш.Э., ***** года рождения, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Защитник Турабоева Ш.Э. -адвокат Поройкова М.Л. обратилась в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи районного суда, в которой ставит вопрос об изменении постановления путем исключения указания на дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ, ссылаясь на отсутствие нарушений миграционного законодательства, своевременную постановку на миграционный учет в установленные законом сроки, наличие у Турабоева Ш.Э. миграционной карты, подтверждающей законность его пребывания в Российской Федерации.
Турабоев Ш.Э. и его защитник Поройкова М.Л. в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали в полном объёме, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ - не заявляли.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи Тверского районного суда г. Москвы по следующим основаниям.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ, нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения гражданина Республики **** Турабоева Ш.Э. к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства: 28 октября 2016 года в 08 часов 00 минут, он, находясь по адресу: ****, не имел при себе документов (миграционной карты), подтверждающих законность его нахождения на территории Российской Федерации.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Документом, содержащим сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащим для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, является миграционная карта.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики **** Турабоев Ш.Э. прибыл на территорию Российской Федерации 24 апреля 2016 г., 26 апреля 2016 г. был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: *****
31 мая 2016 г. в Отделе внешней трудовой миграции УФМС России по г. Москве Турабоевым Ш.Э. получен патент серия ***** на осуществление трудовой деятельности.
В материалах дела имеются сведения о проверке гражданина Республики **** Турабоева Ш.Э. по учетам базы данных АС ЦБДУИГ ФМС России, подтверждающие указанные обстоятельства.
За период с мая по октябрь 2016 года Турабоевым Ш.Э. оплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, что следует из оригиналов квитанций, предоставленных на обозрение в судебное заседание апелляционной инстанции Московского городского суда.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в настоящей жалобе, поданной на постановление судьи районного суда, Турабоев Ш.Э. указывает на то, что на момент его выявления 28 октября 2016 года документы, подтверждающие законность нахождения на территории Российской Федерации у него имелись, миграционная карта была передана в федеральный миграционный орган для продления срока регистрации по месту пребывания.
Указанный довод отвергнут судьей районного суда как не влияющий на квалификацию действий Турабоева Ш.Э. по части 3 статьи 18.8 КоАП РФ, при этом оставлены без внимания вышеуказанные следующие обстоятельства.
При составлении 28 октября 2016 года в отношении Турабоева Ш.Э. протокола об административном правонарушении в АС ЦБДУИГ ФМС России имелись сведения о въезде его в Российскую Федерацию 24 апреля 2016 года, и выдачи ему миграционной карты серия *** N *** от указанной даты.
К жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности защитником Турабоева Ш.Э. приобщена копия миграционной карты, подлинник которой обозревался в судебном заседании суда второй инстанции, содержащая отметку ОУФМС по г. Москве о продлении срока пребывания Турабоева Ш.Э. до 22 января 2017 года, дата выдачи, серия и номер миграционной карты Турабоева Ш.Э. полностью совпадают с данными миграционной карты, выданной ему при въезде на территорию Российской Федерации 24 апреля 2016 года.
Учитывая, что срок пребывания Турабоева Ш.Э., въехавшего в Российскую Федерацию 24 апреля 2016 года, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, истекал только 22 января 2017 года, прихожу к выводу, что на момент выявления иностранного гражданина 28 октября 2016 года сотрудниками 4 О/П УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве у него имелась действительная миграционная карта, подтверждающая его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Таким образом, на момент составления 28 октября 2016 г. протокола об административном правонарушении Турабоев Ш.Э. законно находился на территории Российской Федерации, поскольку имел оплаченный патент на осуществление трудовой деятельности, срок его временного пребывания на территории Российской Федерации, установленный статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, не истек.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 28 октября 2016 года, нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Турабоева Ш.Э., прекращению - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Поройковой М.Л. в защиту Турабоева Ш.Э. - удовлетворить.
Постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 28 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики ****** Турабоева Ш.Э., ******* года рождения, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.