Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу М.а ВВ на постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве в ЮВАО г. Москвы от 06 мая 2015 г. и решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 26 октября 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве в ЮВАО от 06 мая 2015 г. начальник мостового ремонтно-восстановительного управления "Гормост-МРВУ" М. В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решением судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 26 октября 2015 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба М.а В.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, М. В.В. ставит вопрос об отмене всех состоявшихся по делу решений, ссылаясь на то, что судьей районного суда не дана надлежащая оценка представленным заявителем доказательствам, включая Положение об отделе охраны окружающей среды и экологической безопасности ГБУ "Гормост", должностную инструкцию начальника указанного отдела, должностную инструкцию начальника мостового ремонтно-восстановительного управления "Гормост-МРВУ", договору на оказание комплекса санитарно-эпидемиологических услуг, программе производственного контроля; в решении суда не указаны мотивы, по которым его доводы были отклонены.
В судебное заседание М. В.В., будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился, направил своего защитника М В.Ф., который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения М В.Ф., проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению
Статьей 39 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 2.1 СП 1.1.1058-01 установлено, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п. 2.4 Производственный контроль включает, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В соответствии с п. 2.7 СП 1.1.1058-01 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Особенности производственного контроля с применением лабораторных исследований, испытаний определены в п. 4.1 СП 1.1.1058-01.
Как усматривается из материалов дела, в период с 30 марта 2015 года по 13 мая 2015 года должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО от 23 марта 2015 года N 01-0039 и распоряжения о продлении срока проведения плановой выездной проверки от 06 апреля 2015 г. N 01-016 в отношении ГБУ "Гормост-МРВУ" (юридический адрес: г. Москва, ***, д. 5, стр. 3), осуществляющего деятельность по адресу: г. Москва, ***, д. 25А (путепровод автодорожный "Остаповский"), проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ст. 32 Закона N 52-ФЗ, а также п.п. 1.5, 2.1, 2.4, 2.7 и 4.1 СП 1.1.1058-01, а именно: не представлены результаты производственного контроля посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований на рабочих местах при проведении работ по осуществляемому виду деятельности, в соответствии с разработанной программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
24 апреля 2015 г. главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО по факту выявленных нарушений в отношении начальника мостового ремонтно-восстановительного управления ГБУ "Гормост-МРВУ" М.а В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, на основании которого постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве в ЮВАО от 06 мая 2015 г. М. В.В. привлечен к административной ответственности.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях М.а В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, являются правильными и подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, относимость и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 23 марта 2015 г.; распоряжением о продлении срока проведения плановой выездной проверки от 06 апреля 2015 г.; актом проверки от 13 мая 2015 г; должностной инструкцией начальника мостового ремонтно-восстановительного управления ГБУ "Гормост-МРВУ".
Материалы дела свидетельствуют, что к выводу о виновности М.а В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований СП 1.1.1058-01, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности, а также доводам М.а В.В. дана надлежащая и мотивированная оценка, подвергаться сомнению которой оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы, приходя к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица, судья районного суда обоснованно не принял во внимание представленные стороной защиты документы: Положение об отделе охраны окружающей среды и экологической безопасности ГБУ "Гормост", должностную инструкцию начальника указанного отдела, должностную инструкцию начальника мостового ремонтно-восстановительного управления "Гормост-МРВУ", договору на оказание комплекса санитарно-эпидемиологических услуг, программу производственного контроля, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о невиновности М.а В.В. С таким выводом судьи следует согласиться, так как согласно п. 2.16 должностной инструкции начальника мостового ремонтно-восстановительного управления ГБУ "Гормост-МРВУ" именно М. В.В., занимавший на момент проведения проверки данную должность, был обязан организовывать и контролировать санитарно-бытовое обслуживание работников, тогда как на начальника отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности возложены иные обязанности - по организации работы по соблюдению Учреждением законодательства в области охраны окружающей среды, а также в области обращения с отходами производства и потребления, не связанные с организацией и проведением производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Наличие в материалах дела постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 30 июня 2015 г. N 758, согласно которому за совершение административного правонарушения, выявленного по результатам плановой проверки, проведенной в отношении Учреждения, административному наказанию по ст. 6.3 КоАП РФ был подвергнут руководитель ГБУ "Гормост-МРВУ" Иванков Ю.А. (л.д. 80), не может повлечь отмену состоявшихся по делу решений, вынесенных в отношении М.а В.В., так как действия Иванкова Ю.А. квалифицированы по иной статье КоАП РФ, а основанием привлечения его к административной ответственности послужило совершение им иного правонарушения, которое к обстоятельствам настоящего дела никакого отношения не имеет.
Постановление о привлечении М.а В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено М.у В.В. в пределах, установленных санкцией ст. 6.4 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заявителя, по делу не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи Кузьминского районного суда, поскольку судьей не учтено, что в постановлении должностного лица допущена техническая ошибка в указании фамилии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: "М" вместо "М.".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 26 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении М.а ВВ, изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: "постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве в ЮВАО от 06 мая 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении М.а ВВ изменить, указав в тексте постановления "М." вместо "М". В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу М.а В.В. - без удовлетворения".
В остальной части решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 26 октября 2015 года и постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО г. Москвы от 06 мая 2015 г. оставить без изменения, жалобу М.а ВВ - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.