Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Московская международная строительная группа" (далее - ООО "ММСГ") Б.ой И.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО от 24 ноября 2015 г. и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 02 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО от 24 ноября 2015 г. ООО "ММСГ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 02 июня 2016 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "ММСГ" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, представитель Общества Б.а И.В. ставит вопрос об отмене всех состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела присутствовала представитель Общества К.а А.Р., действовавшая на основании общей доверенности, которая не уполномочивала ее на участие в производстве по данному делу об административном правонарушении.
В судебное заседание явилась представитель Общества Б.а И.В., которая поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения Б.ой И.В., изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Деятельность предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образов утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" установлен срок предоставления сведений (отходы) об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (форма 2-ТП), сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Росприроднадзора, для юридических лиц - 1 февраля (15 марта) после отчетного периода.
Согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с приказом Росстата от 29 августа 2014 г. N 540 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" (в ред., действовавшей на момент совершения административного правонарушения) юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие природоохранную деятельность, а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду представляют в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах по форме 4-ОС в срок до 25 января 2015 г.
Как усматривается из материалов дела, 29 октября 2015 года в 14 часов 30 минут в ходе плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москва, в отношении ООО "ММСГ", осуществляющего деятельность по адресу: г. Москва, ***, дом 2, корпус 6, выявлено нарушение требований ст. ст. 4, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления" и приказа Росстата от 28 января 2011 года N 17, выразившееся в непредставлении сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы) за 2014 год, а также нарушение требований приказа Росстата от 29 августа 2014 г. N 540, выразившееся в несвоевременном (до 25 января 2015 г.) представлении сведений о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы по форме 4-ОС за 2014 год.
11 ноября 2015 г. по факту выявленных нарушений государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды в отношении ООО "ММСГ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО N 1104-799/2015-2 от 24 ноября 2015 года ООО "ММСГ" привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ООО "ММСГ" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждены материалами дела: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 18 сентября 2015 года; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 29 октября 2015 года, протоколом об административном правонарушении от 11 ноября 2015 года, журналом учета в области обращения с отходами за 1,2,3 квартал 2015 года.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, Обществом не представлено.
Довод жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела присутствовала представитель Общества К.а А.Р., действовавшая на основании общей доверенности, которая не уполномочивала ее на участие в производстве по данному делу об административном правонарушении, нельзя признать состоятельным.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ законный представитель юридического лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должен быть уведомлен о времени и месте его составления.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом нормами КоАП РФ не предусмотрено, что полномочия представителя (защитника) на подписание протокола об административном правонарушении, получение его копии и дачу объяснений должны быть специально оговорены.
Из анализа приведенных норм следует, что КоАП РФ не исключает возможность реализации прав, принадлежащих физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании ст. 28.2 КоАП РФ, как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности, в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в производстве по делам об административных правонарушениях,, выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении присутствовала защитник Общества К.а А.Р., действующая на основании доверенности от 12 января 2015 г., из содержания которой усматривается наличие у нее права представлять интересы Общества в производстве по делам об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 21).
Таким образом, наличие у К.ой А.Р. общей доверенности на представление интересов Общества свидетельствует о том, что при составлении протокола об административном правонарушении положения ст. 28.2 КоАП РФ, обеспечивающие гарантии прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, были соблюдены.
Вопреки доводу жалобы, при наличии надлежащего извещения ООО "ММСГ" о месте и времени рассмотрения дела, явка на рассмотрение дела представителя Общества с доверенностью общего характера также допустима и дает ему право участвовать в судебном разбирательстве.
Согласно материалам дела о рассмотрении дела об административном правонарушении Общество извещалось путем направления ему по почте определения о времени, месте и вызове лиц, которое по сведениям внутрироссийского почтового идентификатора было получено Обществом 23 ноября 2015 г. (т. 3, л.д. 52-53).
При этом в назначенные дату и время для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении явилась представитель Общества К.а А.Р., которая пользовалась всеми процессуальными правами, предоставленными КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе правом возражать, давать пояснения, знакомиться с материалами дела и приводить доводы относительно вменяемого Обществу правонарушения.
Более того, заявитель, ссылаясь на то, что доверенность от 12 января 2015 г., выданная К.ой А.Р., является общей, не указывает, каким образом это обстоятельство повлияло на осуществление Обществом в ходе производства по данному делу прав, предоставленных ему как лицу, привлекаемому к административной ответственности, какие в результате этого обстоятельства были неполно или неправильно установлены должностным лицом и судьей и какие объяснения по существу дела не были даны заявителем.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении право Общества на защиту нарушено не было.
Иных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, по делу также не установлено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО от 24 ноября 2015 г. и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 02 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО ""Московская международная строительная группа" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Московская международная строительная группа" Б.ой И.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.