Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тургунова Д.Т. на постановление судьи Таганского районного суда Москвы от 16 ноября 2016 года, которым гражданин Республики ****** Тургунов Д.Т., ***** года рождения, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере **** (*****) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
16 ноября 2016 года инспектором службы ОС 5 ОП УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве в отношении гражданина Республики ***** Тургунова Д.Т. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Тургунов Д.Т. обратился в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи районного суда, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие нарушений миграционного законодательства, наличие у него миграционной карты, подтверждающей законность пребывания в Российской Федерации.
Тургунов Д.Т. и его защитник Михайлишин В.С. в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали, пояснили, что на момент задержания миграционная карта находилась дома, через час после задержания в отделение полиции карту привез родной брат, однако данное обстоятельство не было принято во внимание ни сотрудниками полиции, ни судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи Таганского районного суда г. Москвы по следующим основаниям.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ, нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения гражданина Республики ***** Тургунова Д.Т. к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства: 16 ноября 2016 года в 10 часов 00 минут, он, находясь по адресу: г******** не имел при себе документов (миграционной карты), подтверждающих законность его нахождения на территории Российской Федерации.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Документом, содержащим сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащим для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, является миграционная карта.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики ***** Тургунов Д.Т.
прибыл на территорию Российской Федерации 06 сентября 2016 года через аэропорт Домодедово с целью "работа" при въезде ему была выдана миграционная карта серия **** N ***.
В материалы дела по запросу судьи Московского городского суда представлены сведения о проверке гражданина Республики ***** Тургунова Д.Т. по учетам базы данных АС ЦБДУИГ ГУ МВД России по г. Москве, подтверждающие указанные обстоятельства (л.д. *****).
При рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в настоящей жалобе, поданной на постановление судьи районного суда, Тургунов Д.Т. указывает на то, что на момент его выявления 16 ноября 2016 года документы, подтверждающие законность нахождения на территории Российской Федерации у него имелись, но сотрудники полиции данную информацию проигнорировали, в связи, с чем он был доставлен в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении.
Указанный довод, отвергнут судьей районного суда как не влияющий на квалификацию действий Тургунова Д.Т. по части 3 статьи 18.8 КоАП РФ, при этом оставлены без внимания вышеуказанные следующие обстоятельства.
При составлении 16 ноября 2016 года в отношении Тургунова Д.Т. протокола об административном правонарушении в АС ЦБДУИГ ГУ МВД России по г. Москве, также имелись сведения о постановке его на миграционный учет с 16 сентября по 04 декабря 2016 года (л.д. ***).
К жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности приобщена копия миграционной карты, подлинник которой обозревался в судебном заседании суда второй инстанции, а также отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, согласно которому срок его (Тургунова Д.Т.) пребывания на территории Российской Федерации был установлен до 04 декабря 2016 года.
Тургунов Д.Т. также указывает на наличие трудового договора, заключённого в период срока пребывания 23 ноября 2016 года с ООО "******", копия которого представлена в материалы дела в судебном заседании суда второй инстанции.
Учитывая, вышеизложенное, прихожу к выводу, что на момент выявления иностранного гражданина 16 ноября 2016 года сотрудниками ОС 5 ОП УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве у Тургунова Д.Т. имелись документы, подтверждающие его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Таким образом, на момент составления 16 ноября 2016 г. протокола об административном правонарушении Тургунов Д.Т. законно находился на территории Российской Федерации, поскольку срок его временного пребывания на территории Российской Федерации, установленный статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, не истек.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи Таганского районного суда Москвы от 16 ноября 2016 года, нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Тургунова Д.Т. прекращению - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
решил:
жалобу Тургунова Д.Т. - удовлетворить.
Постановление судьи Таганского районного суда Москвы от 16 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики ***** Тургунова Д.Т., ****** года рождения, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.