Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Лузянина В.Н.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Осинцева С.В. к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области", отделу вневедомственной охраны по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский" о взыскании сохраняемой на период трудоустройства средней заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца, подписанной и поданной представителем истца Бронниковым А.В. (доверенность б/н от ... сроком на ... на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.07.2016.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области" Бурнашевой О.О. (доверенность N ... от ... сроком по ... ), возражавшей относительно доводов жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осинцев С.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Управление вневедомственной охраны ГУ МВД России по Свердловской области" (далее по тексту Управление), отделу вневедомственной охраны по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский" о взыскании денежных выплат в связи с увольнением, компенсации морального вреда.
В связи с изменением наименования Управления, что подтверждено представленными в заседание судебной коллегии выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ... и приказом от ... N ... директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации "Об утверждении Устава ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области", судебная коллегия протокольным определением уточнила наименование ответчика, которое в настоящее время звучит как ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области".
В обоснование иска Осинцев С.В. указал, что проходил службу в Управлении, уволен ... по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). После увольнения, ... , истец обратился в ГКУ СЗН СО "Новоуральский центр занятости" с целью поиска подходящей работы, однако трудоустроен не был. Полагал, что в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ, ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" за ним должен быть сохранен средний заработок за два месяца с момента увольнения. В выплате среднего заработка ответчиками отказано, чем истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях в связи с отсутствием денежных средств.
На основании изложенного, Осинцев С.В. просил взыскать с ответчиков среднюю заработную плату на период трудоустройства за два месяца со дня увольнения в размере ... руб., а также компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Определением суда от 15.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ СЗН СО "Новоуральский центр занятости".
Представитель Управления Бурнашева О.О. иск не признала, указала, что социальные гарантии, установленные ст. 178 Трудового кодекса РФ и ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", не распространяются на сотрудников органов внутренних дел ввиду наличия специальных норм, регулирующих порядок и размеры выплат, полагающихся сотруднику при расторжении служебного контракта. При увольнении истцу выплачено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, как того требует ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поскольку трудовые права истца не нарушены, оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда не имеется.
Директор ГКУ СЗН СО "Новоуральский центр занятости" Попова Н.В. в письменном отзыве с иском согласилась. Указала, что Осинцеву С.В. оказывались услуги по содействию в поиске подходящей работы, однако он трудоустроен не был. В связи с этим истец имеет право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на шесть месяцев с момента увольнения, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.07.2016 иск Осинцева С.В. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Бронников А.В. принес на него апелляционную жалобу, в которой оспаривает вывод суда об отсутствии у Осинцева С.В. права на получение спорных выплат. Указывает, что социальные гарантии, установленные ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", распространяются на граждан, проживающих на территории ЗАТО г. Новоуральск и уволенных в связи с сокращением, независимо от их рода деятельности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель третьего лица ГКУ СЗН СО "Новоуральский центр занятости", извещенные надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (почтой, исх. N 33-20860/2016 от 28.10.2016), не явились.
В связи с этим, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая отсутствие у лиц, участвующих в деле, ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционных жалоб в данном судебном заседании, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, следует из материалов дела (трудовая книжка, послужной список - л.д. 9, 10, 28-32), что Осинцев С.В. с ... проходил службу в органах внутренних дел, с ... - в должности ... , место прохождения службы - ЗАТО г. Новоуральск.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов" поселок Новоуральский и город Новоуральск Свердловской области включены в перечень закрытых административно-территориальных образований.
Приказом N ... л/с от ... , изданным начальником Управления, истец уволен со службы ... по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), с выплатой единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания (л.д. 11).
С ... Осинцев С.В. зарегистрирован в ГКУ СЗН СО "Новоуральский центр занятости" в целях поиска подходящей работы (справка - л.д. 13).
По состоянию на ... истец не был трудоустроен, что подтверждается копией трудовой книжки, следует из отзыва на иск ГКУ СЗН СО "Новоуральский центр занятости" и участниками по делу не оспаривалось.
На заявление истца о выплате средней заработной платы на период трудоустройства в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" Управление ответило отказом, указав на отсутствие правовых оснований для выплаты среднего заработка на период трудоустройства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Осинцева С.В., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из отсутствия у истца права на сохранение за ним среднего заработка на период трудоустройства в течение 6 месяцев со дня увольнения, поскольку вышеуказанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено сохранение за сотрудником органов внутренних дел среднего заработка на период трудоустройства. При этом суд признал ошибочными и отклонил доводы истца о наличии у него права на сохранение среднего заработка на период трудоустройства в силу положений ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", согласно которой за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ) служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, в отношении сотрудников органов внутренних дел нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой, только в случаях, не урегулированных специальным законодательством.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются положениями Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
Частью 7 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что для сотрудников органов внутренних дел, увольняемых со службы, в том числе в связи в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов), с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде выплаты единовременного пособия в размере, определяемом исходя из продолжительности их службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Осинцеву С.В., имеющему общую продолжительность службы в органах внутренних дел и федеральной противопожарной службе более 20 лет, при увольнении в связи с сокращением должности начислено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания в сумме ... руб. Получение указанной суммы истцом не оспаривалось.
Таким образом, при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел Осинцеву С.В. ответчиком были произведены все предусмотренные специальным законодательством выплаты.
Ввиду того, что положениями Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ урегулирован вопрос предоставления дополнительных социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы, в том числе в связи с сокращением должности, а также принимая во внимание, что названным федеральным законом не предусмотрена выплата денежного содержания на период трудоустройства сотрудника после увольнения его со службы, судебная коллегия полагает правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для применения к спорным отношениям положений Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" и признания за Осинцевым С.В. права на выплату сохраняемой заработной платы на период трудоустройства. Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом РФ в определении от 22.08.2016 N 45-КГ16-13.
Так как в удовлетворении материально-правового требования истца о взыскании среднего заработка на период трудоустройства отказано в полном объеме, соответственно, правильно отказано судом и в удовлетворении производного требования о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию истца в суде первой инстанции, которая является ошибочной и основана на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Лузянин В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.