Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Петровской О.В., Лузянина В.Н.
при секретаре ( / / )4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевой ( / / )10 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Заречному о признании незаконным действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки для работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности, признании права на предоставление указанных мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе ответчика на решение Заречного районного суда Свердловской области от 06.09.2016.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения представителя ответчика Бойчук ( / / )11 (по доверенности от ( / / )), поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца, считавшей решение суда законным, судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на наличие у нее права на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации 100% расходов по оплате жилья, коммунальных услуг. В обоснование иска ссылалась на положения ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", указывая, что является педагогическим работником государственной образовательной организации Свердловской области, вышедшим на пенсию, имеет стаж работы по специальности в федеральном государственном образовательном учреждении и государственной образовательной организации Свердловской области, расположенных в поселках городского типа, не менее десяти лет, проживает на территории Свердловской области. Полагая незаконным отказ ответчика в бессрочном предоставлении этих мер социальной поддержки, просила удовлетворить иск.
Решением Заречного районного суда Свердловской области от 06.09.2016 исковые требования Киреевой ( / / )12 удовлетворены частично: признаны незаконными действия Территориального отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Заречному по отказу Киреевой ( / / )13 в предоставлении мер социальной поддержки для работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности; за Киревой ( / / )14 признано право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", на ответчика возложена обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при разрешении иска.
В возражениях на жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП (далее по тексту - Порядок). При этом суд пришел к выводу о наличии всей совокупности названных в этих нормах условий для признания за истцом права на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
В силу ч. 1 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области;
платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 24 названного Закона Свердловской области для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящего пункта.
Ответчик не оспаривал тот факт, что в настоящее время истец является педагогическим работником государственной образовательной организации Свердловской области (работает с ( / / ) ... в ... вышла на пенсию (копия пенсионного удостоверения на л.д. ... ), проживает на территории ... Ответчик оспаривал факт наличия у истца 10-летнего педагогического стажа, полагая, что такой стаж должен быть выработан в государственном образовательном учреждении Свердловской области или муниципальном образовательном учреждении (при этом ссылаясь на норму подп. 2 п. 5 Порядка).
В силу нормы подп. 2 п. 5 Порядка компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется следующим категориям граждан: педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Это положение Порядка дублирует содержание ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", а не сужает круг лиц, имеющих право на льготу, как ошибочно полагает ответчик. В Законе так же указано на то, что право на компенсацию имеют именно педагогические работники государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию. Истец является педагогическим работником именно государственного областного образовательного учреждения.
Вопросы о порядке исчисления 10-летнего педагогического стажа подп. 2 п. 5 Порядка не регламентированы.
Из буквального толкования нормы ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" следует, что при исчислении 10-летнего стажа учитывается педагогическая работа в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях этих организаций, расположенных в такой же местности.
Истец с ( / / ) работала в должности ... в ... (который в ( / / ) г. был переименован в Белоярский ... , в ( / / ) г. в ... , в ( / / ) г. - в ... ). Это учебное заведение находилось в ведении сначала ... , затем - ... , после чего - ... , с ( / / ) г. - ... ), что следует из справки на л.д. ... Территориально учебное заведение располагалось на территории ... , приравненного к сельской местности. Статус ... получил ( / / ) (архивная справка на л.д. ... ). Таким образом, педагогический стаж истца в этом учебном заведении, располагавшемся в поселке (т.е. до ( / / ).) составил порядка 9 лет. Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Ответчик оспаривает возможность зачета работы истца в этой образовательной организации.
Это учебное заведение являлось федеральной государственной образовательной организацией, т.к. ведомственная подчиненность учреждения не Министерству образования, а иному министерству, самостоятельного правового значения не имеет, не меняет формы собственности организации. Указанная организация являлась государственной организацией. При этом в период работы истца действовала норма п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона РСФСР от 02.08.1974 "О народном образовании", согласно которой в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании одним из основных принципов народного образования в РСФСР являлся государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений. Действующим в настоящее время законодательством все образовательные учреждения по форме собственности делятся на три категории: государственные, муниципальные и частные (ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Образовательное учреждение, где работала истец с 1983 г. по 1992 г. не относился ни к муниципальному образовательному учреждению, ни к частному.
Поскольку образовательная организация находилась в подчинении министерства СССР, а после - Российской Федерации, данное учреждение государственной формы собственности не может быть отнесено к учреждению субъекта Российской Федерации (а потому может быть отнесено к федеральным организациям - по терминологии ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
С учетом изложенного, работа истца в названном образовательном учреждении относится к работе в федеральной государственной образовательной организации, расположенной в рабочем поселке.
С учетом работы истца с ( / / ) г. по настоящее время в качестве ... в ... расположенного в рабочем поселке Белоярский, суммарный стаж работы истца в федеральной государственной образовательной организации и государственной образовательной организации субъекта Российской Федерации, расположенных в рабочих поселках, составляет более 10 лет.
Таким образом, все условия для возникновения у истца права на получение льготы по ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" имеются.
Доводы жалобы ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права, по приведенным выше мотивам отклоняются судебной коллегией.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст.327, 327.1, п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заречного районного суда Свердловской области от 06.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья О.В. Петровская
Судья В.Н. Лузянин
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.