Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Кокшарова Е.В.,
при секретаре Безумовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора города Каменск-Уральский Свердловской области в интересах Антроповой М.Е. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменск-Уральский и Каменскому району о признании нарушенным права на получение пособия на погребение, возложении обязанности по выплате пособия на погребение,
по апелляционной жалобе начальника Управления Щевелевой О.И. на решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 29.08.2016.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Яковлевой И.В. (доверенность N ... -юр от ... сроком на ... ), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения процессуального истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Даниловой А.В., возражавшей относительно доводов жалобы и просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Каменск-Уральский Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах Антроповой М.Е. с вышеуказанным иском к ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменск-Уральский и Каменскому району (далее по тексту - Управление).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Каменск-Уральский Свердловской области проведена проверка по обращению заместителя председателя Совета Общественной организации "Вдовы Чернобыля" г. Каменск-Уральский К. в интересах Антроповой М.Е., по факту неправомерных действий должностных лиц Управления, выразившихся в невыплате последней пособия на погребение. В ходе проверки установлено, что Антропова М.Е. приходится дочерью Е. - инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы, умершему ... Антропова М.Е., как лицо, взявшее на себя организацию похорон Е., имеет право на получение пособия на погребение в органах социальной защиты населения по нормам Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон от 15.05.1991 N 1244-1) либо в органах Пенсионного Фонда РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ), по своему выбору. ... Антропова М.Е. обратилась в Управление с заявлением о назначении и выплате ей пособия, предусмотренного ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, размер которого, в соответствии с действующим законодательством составляет 9 910,37 руб. Решением Управления от ... истцу назначено пособие на погребение в размере 3841,50 руб., что противоречит закону и нарушает права Антроповой М.Е. на получение пособия в полном объеме.
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения иска, прокурор просил признать право Антроповой М.Е. на получение пособия на погребение Е. в размере 10604,10 руб. нарушенным, обязать ответчика организовать выплату Антроповой М.Е. невыплаченной части пособия на погребение в размере 6068,87 руб.
Представитель ответчика Яковлева И.В. иск не признала, настаивая на отсутствии оснований для взыскания в пользу Антроповой М.Е. пособия погребение в большем, чем это указано в решении Управления от ... , размере. Указала, что в соответствии с письмом Минфина РФ N 120, Банка России N 05-1 от 25.12.1992 "О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов органов социальной защиты, связанных с предоставлением льгот по пенсионному обеспечению (? 4), в том числе, расходов на погребение неработающих пенсионеров и инвалидов, осуществляется сверх установленной действующим законодательством нормы. Согласно положениям Закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 размер пособия на погребение определяется стоимостью услуг, входящих в гарантированный перечень услуг на погребение умерших, которая в г. Каменск-Уральский составляет 6068,87 руб. С учетом указанного письма выплата пособия на погребение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы осуществляется органами социальной защиты населения только в виде разницы между размером пособия, установленного в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1, и размером пособия, полагающегося по Закону N 8-ФЗ от 12.01.1996. Соответственно, истцу правомерно назначено к выплате пособие в размере 3841,50 руб. (с учетом произведенной впоследствии индексацией - 4535,23 руб.), оставшуюся часть пособия (6068,87 руб.) истец вправе получить, обратившись в УПФР в г. Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области.
Определением суда от 02.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области, представитель которого Пирогова М.Н. в письменном отзыве указала, что за получением пособия на погребение в соответствии с положениями Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ Антропова М.Е. в пенсионный орган не обращалась. Решение вопроса об обоснованности заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Решением Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 29.08.2016 исковые требования прокурора удовлетворены, право Антроповой М.Е. на получение пособия на погребение Е. в размере 10604,10 руб. признано нарушенным, на ответчика возложена обязанность организовать выплату Антроповой М.Е. невыплаченной части пособия на погребение в размере 6068,87 руб.
В апелляционной жалобе начальник Управления Щевелева О.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что ответчиком предприняты все возможные меры для соблюдения прав Антроповой М.Е. В частности, Управлением направлены запросы о порядке предоставления указанной меры социальной поддержки в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, органы социальной защиты населения других субъектов Российской Федерации. Согласно ответов вышеуказанных органов, право граждан на получение пособия на погребение реализуется в порядке, аналогичном установленному в Управлении. Вместе с тем, указанным обстоятельствам судом не дано надлежащей оценки. Кроме того, суд необоснованно не учел, что решением судьи Свердловского областного суда от 29.06.2016 установлено отсутствие в действиях начальника Управления Щевелевой О.И., не выполнившей требования прокурора г. Каменск-Уральский о выплате членам семьи инвалида-чернобыльца пособия на погребение полном объеме (9910,37 руб.), состава административного правонарушения. Несмотря на то, что истцу разъяснен порядок получения спорного пособия, последняя отказалась от получения оставшейся части спорного пособия в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и настаивала на взыскании пособия в полном объеме с Управления, что свидетельствует о наличии в действиях истца признаков злоупотребления правом.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Кочеткова А.В. полагает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В заседание судебной коллегии истец Антропова М.Е., представитель третьего лица ГУ-УПФР в г. Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (почтой, исх. N 33-21298/2016 от 03.11.2016), не явились, о причинах неявки в известность не поставили.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено судом, следует из материалов дела и сторонами не оспаривалось, что ... Антропова М.Е. обратилась в Управление с заявлением о назначении и выплате предусмотренного ч. 4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 пособия на погребение своего отца Е., являвшегося инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы и умершего ... (л.д. 18 с оборотом).
Решением Управления от ... Антроповой М.Е. назначено пособие на погребение в размере 3841,50 руб., распоряжением от ... размер пособия пересчитан и составил 4535,23 руб. (л.д. 20, 21).
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о незаконности назначения Антроповой М.Е. пособия на погребение не в полном объеме, предусмотренном законом.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с таким выводом суда.
Статьей 3 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 в случае смерти гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалида, на которого распространялись меры социальной поддержки, членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.
С учетом размера индексации, установленного постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 года N42 "Об установлении размера индексации выплат пособий и компенсаций", пособие на погребение с 01.02.2016 составляет 10604,10 руб.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главы г. Каменск-Уральский от 31.10.2008 N 992 "Об организации деятельности по оказанию ритуальных услуг" утвержден гарантированный перечень услуг по погребению, стоимость которых с 01.01.2015 составляет 6 068,87 руб.
Как пояснила суду представитель ответчика, размер назначенного истцу пособия на погребение (4535,23 руб.) определен как разница между размером пособия, установленного в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1 (10604,10 руб.), и размером пособия, полагающегося по Закону N 8-ФЗ от 12.01.1996 (6068.87 руб.). При этом оставшуюся часть пособия истец вправе получить, обратившись в УПФР в г. Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области.
Между тем, такая позиция ответчика правомерно признана судом ошибочной и основанной на неверном толковании норм материального права.
Как верно отмечено судом первой инстанции, законодатель в ст. 3 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 закрепил правило, согласно которому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на такие же меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
"Правилами предоставления пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 N 136, предусмотрено, что выплата пособия на погребение производится органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту жительства умершего лица, для чего лицом, взявшим на себя организацию похорон, в уполномоченный орган подается заявление с приложением соответствующих документов.
Антропова М.Е. воспользовалась предоставленной ей законом возможностью выбора способа реализации своего права на получение мер социальной поддержки и обратилась в Управление за получением пособия на погребение по нормам ч. 4 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, представив все необходимые документы, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, Антропова М.Е. имела право на выплату социального пособия на погребение через органы социальной защиты населения в размере 10 604,10 руб. в силу прямого указания на то в законе, оснований для выплаты истцу пособия в размере меньшем, чем это предусмотрено ч. 4 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 и постановления Правительства РФ от 28.01.2016 N 42, у ответчика не имелось.
Доводы ответчика со ссылкой на письмо Минфина РФ N 120, Банка России N 05-1 от 25.12.1992 "О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" о том, что органы социальной защиты населения наделены полномочиями на выплату только разницы между размером пособия, установленного в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1 (10604,1 руб.), и размером пособия, полагающегося по Закону N 8-ФЗ от 12.01.1996 (6068.87 руб.), проверялись судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Вышеназванное совместное письмо Минфина РФ и Банка России, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, не определяет порядок предоставления органами социальной защиты населения мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1, а регулирует правоотношения по организации финансирования органов исполнительной власти в целях реализации Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
То обстоятельство, что право граждан на получение пособия на погребение в других субъектах Российской Федерации реализуется в порядке, аналогичном установленному в Управлении, не может быть принято во внимание судебной коллегией, поскольку не является юридически значимым для оценки правомерности назначения и выплаты Управлением истцу пособия на погребение в размере меньшем, чем это установлено законом.
Ссылку ответчика в жалобе на ответ Министерства социальной политики Свердловской области о порядке назначения пособия на погребение (л.д. 29, 30), согласно которому выплата пособия на погребение через органы в сфере социальной защиты населения может быть произведена в виде разницы между размером пособия, установленным Законом от 15.05.1991 N 1244-1, и размером пособия, полагающегося по Закону N 8-ФЗ от 12.01.1996, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку приведенная в ответе позиция противоречит закону и не является обязательной для суда.
Ссылка апеллянта в обоснование жалобы на решение судьи Свердловского областного суда от 29.06.2016, которым установлено отсутствие в действиях начальника Управления Щевелевой О.И., не выполнившей требования прокурора г. Каменск-Уральский о выплате членам семьи инвалида-чернобыльца пособия на погребение полном объеме, состава административного правонарушения, не может быть принята во внимание, поскольку, во-первых, данное решение преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, во-вторых, сам по себе факт отсутствия в действиях руководителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (не доказан умышленный характер бездействий Щевелевой О.И. по выполнению требований прокурора), не свидетельствует о соблюдении Управлением установленного законом порядка выплаты пособия на погребение.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 29.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Кокшаров Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.