Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Суханкина А.Н.,
судей Киселевой С.Н.,
Мехонцевой Е.М.
при секретаре Б.., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Р. к Администрации городского округа Верхняя Пышма, комитету по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма о признании незаконным бездействия администрации городского округа Верхняя Пышма, комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма по уклонению от рассмотрения по существу заявления о передаче земельного участка в аренду, о возложении обязанности рассмотреть заявление о передаче земельного участка в аренду, о заключении договора аренды, о возложении обязанности восстановить запись о кадастровом учете земельного участка до момента принятия решения суда о признании незаконным действий по снятию земельного участка с кадастрового учета
по апелляционной жалобе истца на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 31.08.2016.
Заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., объяснения истца Р. поддержавшей доводы апелляционной жалобы; представителя ответчиков Ч ... (доверенность от ( / / ) сроком до ( / / )), полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Р. обратилась в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма, комитету по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконным бездействия администрации ГО Верхняя Пышма, комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, по уклонению от рассмотрения по существу заявления N 3325 от 12.11.2014 о передаче земельного участка в аренду, о возложении обязанности рассмотреть заявление о передаче земельного участка в аренду, о заключении договора аренды. В дальнейшем Рахматуллина Г.Н. уточнила исковые требования, в которых, кроме первоначально заявленных требований, просила обязать администрацию ГО Верхняя Пышма, в лице комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, восстановить в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, запись о кадастровом учете земельного участка со статусом "временный", кадастровый N, площадью 2000 кв.м, по адресу: г. ( / / )2, ... , между домами N и N, с разрешенным использованием "полеводство, индивидуальное садоводство, огородничество и выпас сельскохозяйственных животных без возможности возведения зданий и сооружений", категория земель - земли населенных пунктов, до момента принятия решения суда. Признать незаконными действия администрации ГО ( / / )2 по снятию данного земельного участка с кадастрового учета. В обоснование исковых требований указала, что с 2013 года обращается в Администрацию города Верхняя Пышма с заявлениями о предоставлении земельного участка. Первоначально она просила предоставить ей земельный участок с кадастровым номером N по адресу г. Верхняя Пышма, ... , ул. ... ю 2000 кв.м. Ею были проведены работы по формированию земельного участка, по ее заявлению изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, было издано постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако выяснилось, что земельный участок уже предоставлен другому лицу, и истца попросили написать заявление об отказе от этого земельного участка с одновременным написанием заявления о предоставлении другого земельного участка. ( / / ) она написала заявление об отказе от земельного участка с кадастровым номером N и о предоставлении спорного участка. Ею также были проведены работы по формированию земельного участка, постановке на кадастровый учет, получено заключение по формированию земельного участка. ( / / ) она обратилась в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о передаче вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N в аренду, на имя главы администрации ГО Верхняя Пышма. Однако на свое обращение получила отказ в предоставлении земельного участка. На ее дальнейшие многочисленные обращения она получила отказы с разными основаниями невозможности предоставления земельного участка. В последующем ей стало известно о том, что Администрация ГО Верхняя Пышма сняла земельный участок с кадастрового учета. Полагает свои права нарушенными. Считает, что администрация ГО Верхняя Пышма и комитет по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма незаконно уклоняются от предоставления ей в аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 31.08.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец принесла на него апелляционную жалобу, в которой ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, полагает, что должна была быть применена статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент ее обращения в орган местного самоуправления в 2014 году.
Представители комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Верхняя Пышма, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом (извещения направлены 11.11.2016), кроме того, информация о движении дела размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия сторон не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 15.04.2013 Р. обращалась к И.О.Главы Администрации ГО Верхняя Пышма ( / / )20 с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка под личное подсобное хозяйство (л.д.16). 14.01.2014 Р ... просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.19). Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 06.03.2014 N была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2000 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов) по адресу: ... , город ( / / )2, д. Верхотурка, ... корп. А с видом разрешенного использования - под полеводство, индивидуальное садоводство, огородничество и выпас сельскохозяйственных животных без возможности возведения зданий и сооружений (л.д.21). 23.04.2013 земельно-инвентаризационная комиссия городского округа Верхняя Пышма рекомендовала Главе администрации предоставить Р. испрашиваемый земельный участок (л.д.17).
Однако 02.06.2014 Р. написала заявление об отказе от ранее предоставленного ей земельного участка по адресу: ... (л.д.22). Как поясняла истец, ее попросили написать такое заявление в связи с тем, что земельный участок уже был предоставлен другому лицу, обещав взамен предоставить иной земельный участок в аренду на тех же условиях.
В этот же день 02.06.2014 Р. подала заявление временно исполняющему полномочия Главы администрации городского округа Верхняя Пышма ( / / )25. о выделении ей в аренду на срок 5 лет земельного участка площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: ... , г. ( / / )2, ... между домом N и N с видом разрешенного использования: полеводство, индивидуальное садоводство, огородничество и выпас сельскохозяйственных животных (л.д.23).
05.06.2014 земельно-инвентаризационная комиссия ГО Верхняя Пышма рекомендовала Главе администрации разрешить Р. сформировать земельный участок площадью 2000 кв.м, расположенный в д. Верхотурка, между домами 45 и 51 под полеводство, индивидуальное садоводство, огородничество и выпас животных (л.д. 25).
Постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма от 29.08.2014 N 1475 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории учетный номер 2078 от 19.08.2014 площадью 2000 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов), расположенного по адресу: ... , г. ( / / )2, ... , ... , между ... , с видом разрешенного использования - полеводство, огородничество и выпас сельскохозяйственных животных без возможности возведения зданий и сооружений (л.д.34).
06.11.2014 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N (л.д.35).
13.11.2014 Р ... обратилась с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду на 10 лет (л.д.36). На свое обращение получила отказ от 20.11.2014, в котором со ссылкой на действующее законодательство о предоставлении земельных участков на территории ГО Верхняя Пышма под садоводство (огородничество) указано на невозможность предоставления земельного участка под садоводство (огородничество) ввиду несоблюдения требований, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ГО Верхняя Пышма (л.д.37).
04.12.2014 р ... вновь обратилась с заявлением, в котором указала на то, что все необходимые документы ею были представлены ранее (л.д.38).
31.12.2014 Администрация ГО Верхняя Пышма вновь отказала Р. в предоставлении земельного участка по основаниям того, что действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков под осуществление садоводства и огородничества только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке федеральным законодательством не предусмотрено.
17.03.2015 Р. обратилась с еще одним заявлением к Главе ГО Верхняя Пышма о предоставлении сформированного ранее по ее заявлению земельного участка (л.д.45).
14.04.2015 Р.Н. снова отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием на то, что предоставление земельного участка, имеющего вид разрешенного использования полеводство, индивидуальное садоводство, огородничество и выпас сельскохозяйственных животных без возможности возведения зданий и сооружений в аренду на срок 10 лет не допускается земельным законодательством. Кроме того, указано на то, что обращение не содержит цели предоставления земельного участка, исходя из его разрешенного использования (л.д.45).
Разрешая спор, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, согласившись с позицией ответчика о том, что в настоящее время возможность предоставления земельного участка под те виды разрешенного использования, на которые ссылается истец, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Кроме того, суд указал на то, что по территории земельного участка проходит дорога, то есть он образован на пересечении двух территориальных зон СХ-6 и общего пользования (дороги), что прямо запрещено действующим законодательством. Также суд сослался на то, что по требованиям о восстановлении записи о кадастровом учете земельного участка Администрация ГО Верхняя Пышма и комитет по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма являются ненадлежащими ответчиками.
Судебная коллегия полагает, что такие выводы суда первой инстанции не основаны на законе.
Обращение заявителя в орган местного самоуправления имело место до вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (до 01.03.2015), поэтому ее обращение подлежало рассмотрению по нормам ранее действовавшего земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату первичного обращения Р. 02.06.2014), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В пункте 2 настоящей статьи указано, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как следует из материалов дела Р. подала такое заявление, в котором указала, что использование земельного участка необходимо для полеводства, индивидуального садоводства, огородничества и выпас сельскохозяйственных животных. В заявлении также указан предполагаемый размер земельного участка 2000 кв.м и местоположение - ... , г. ( / / )2, д. ... , ... , между ...
Как следует из материалов дела, орган местного самоуправления первоначально произвел действия, предусмотренные пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: с учетом зонирования территорий утвердил и выдал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. ( / / )7 в свою очередь обеспечила за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и поставила земельный участок на кадастровый учет.
Таким образом, оснований для отказа в рассмотрении обращения заявления Р. по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации у органа местного самоуправления не имелось. Дальнейшие многочисленные отказы в предоставлении земельного участка не основаны на законе.
Согласно представленным в материалы дела: схеме градостроительного зонирования территории ГО Верхняя Пышма, а также Правилам землепользования и застройки ГО Верхняя Пышма, земельный участок расположен в зоне СХ-6 (Зона сельскохозяйственного использования населением), основными видами разрешенного использования указаны: полеводство, индивидуальное садоводство, огородничество и выпас сельскохозяйственных животных без возможности возведения зданий и сооружений.
Именно для таких целей испрашивала земельный участок заявитель Р.
Суд первой инстанции также необоснованно применил положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, указав, что пунктом 7 названной статьи не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Во-первых, образуемый земельный участок не пересекает границы иных территориальных зон, он весь находится в одной территориальной зоне СХ-6.
Во-вторых, на момент обращения Р ... статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не содержала таких положений, а пункт 3 указывал на то, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Как уже указано, в данном случае земельный участок расположен в одной территориальной зоне СХ-6 и не пересекает границы муниципальных образований и населенных пунктов.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:36:0301001:50 был сформирован в соответствии с нормами действовавшего земельного законодательства.
Ссылка Администрации ГО Верхняя Пышма на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в ответе на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, в данном случае несостоятельна, поскольку разъяснения касаются предоставления земельного участка гражданину из земель сельскохозяйственного назначения. В данном случае категория земель иная - земли населенных пунктов.
Не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции о том, что Администрация ГО Верхняя Пышма, комитет по управлению имуществом ГО Верхняя Пышма являются ненадлежащими ответчиками для разрешения вопроса о восстановлении сведений в ГКН относительно земельного участка с кадастровым номером N, поскольку именно по заявлению Администрации ГО Верхняя Пышма земельный участок был снят с кадастрового учета. Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области прав Р ... не нарушал и не мог быть привлечен в качестве соответчика.
Вместе с тем, обязывать орган местного самоуправления восстановить запись о земельном участке в государственном кадастре недвижимости правовых оснований нет, поскольку основанием для восстановления записи о земельном участке будет служить апелляционное определение судебной коллегии.
Что касается требований об обязании органа местного самоуправления предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок и заключить с истцом договор аренды, то оно не может быть удовлетворено, как преждевременно заявленное.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная публикация информации о предоставлении участка в аренду (абзац 4 пункта 1 статьи 34). Орган местного самоуправления должен первоначально обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В данном случае суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 31.08.2016 отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Р. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации ГО Верхняя Пышма по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N площадью 2000 кв.м по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, д ... , ... , между домами N и N
Апелляционное определение является основанием для восстановлении записи о земельном участке с кадастровым номером N в государственном кадастре недвижимости.
Обязать Администрацию ГО Верхняя Пышма устранить нарушения прав Р., рассмотрев ее заявление о предоставлении земельного участка от 02.06.2014 по существу в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на момент обращения Р..
Председательствующий: А.Н.Суханкин
Судьи: С.Н.Киселева
Е.М.Мехонцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.