Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Ивановой Т.С., Петровской О.В.
при секретаре Доевой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой ГН к администрации городского округа Верхний Тагил о назначении пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе истца на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 16.09.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения истца, поддержавшей доводы жалобы; представителя ответчика Кузнецовой А.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Поляковой ГН обратилась в суд с иском к администрации городского округа Верхний Тагил, указав, что ( / / ) была принята на работу в качестве регистратора отдела ЗАГС Верхнетагильского горисполкома, ( / / ) переведена специалистом по жилью горисполкома; с ( / / ) исполняла обязанности старшего инспектора по вопросам жилья, административной комиссии и экологическому фонду организационно-правового отдела администрации МО ... (в настоящее время - администрации ГО Верхний Тагил), которая в последующем была переименована в должность старшего инспектора по вопросам жилья и хозяйственной деятельности, а затем в должность старшего инспектора. ( / / ) она была уволена с занимаемой должности на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию в связи с уходом на пенсию). Полагая, что в период с ( / / ) по ( / / ) она выполняла работу муниципального служащего, истец обратилась в администрацию ГО Верхний Тагил с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Письмом главы ГО Верхний Тагил от ( / / ) в назначении ей пенсии за выслугу лет отказано, так как должность старшего инспектора организационно-правового отдела не относится к должностям муниципальной службы. Не согласившись с данным решением, истец с учетом последующего уточнения исковых требований просила включить в стаж муниципальной службы период работы в должности специалиста по жилью, старшего инспектора организационно-правового отдела Администрации ГО Верхний Тагил с ( / / ) по ( / / ), период работы в должности регистратора отдела ЗАГС ... с ( / / ) по ( / / ) и признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет, обязать Администрацию ГО Верхний Тагил назначить пенсию за выслугу лет с ( / / ), а также взыскать с ответчика судебные расходы.
Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 16.09.2016 исковые требования Поляковой ГН оставлены без удовлетворения.
С таким решением истец не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований; ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленной в материалы дела трудовой книжки истца следует, что на основании распоряжения председателя Верхнетагильского горисполкома от ( / / ) N Поляковой ГН была принята на должность регистратора отдела ЗАГС ... ; с ( / / ) на основании распоряжения от ( / / ) N/к - переведена специалистом по жилью; с ( / / ) на основании распоряжения ( / / ) N - переведена в организационно-правовой отдел администрации МО ... старшим инспектором по вопросам жилья, административной комиссии и экологическому фонду; на основании постановления от ( / / ) N должность старшего инспектора по вопросам жилья, административной комиссии и экологическому фонду с ( / / ) изменена на должность старшего инспектора по вопросам жилья и хозяйственной деятельности, а распоряжением от ( / / ) N должность старшего инспектора по вопросам жилья и хозяйственной деятельности переименована в должность старшего инспектора; распоряжением от ( / / ) N-лс истец уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию в связи с уходом на пенсию).
( / / ) Поляковой ГН обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Письмом Главы ГО Верхний Тагил от ( / / ) N в назначении пенсии за выслугу лет Поляковой ГН отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области", Законом Свердловской области от 15.07.2005 N 84-ОЗ "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области", Областным законом от 18.10.1995 N 26-ОЗ "О государственной службе Свердловской области", пришел к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет истец не отвечала требованиям, установленным Положением "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы городского округа Верхний Тагил", утвержденным решением Думы ГО Верхний Тагил от 18.07.2012 N 7/3, которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам автора жалобы, тот факт, что должность регистратора отдела ЗАГС Верхнетагильского горисполкома, которую занимала истец в период с ( / / ) по ( / / ), не относились к должностям муниципальной службы, подтверждается анализом действующего в спорный период времени законодательства.
Так, согласно ст. 9 Областного закона от 21.01.1997 N 5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области" в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах.
При этом, п. 10 ст. 11 названного Областного закона предусмотрено, что в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях руководителей и специалистов, выборных должностях, замещаемых на постоянной основе, до введения в действие соответственно сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих и перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующим разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, Реестра государственных должностей государственных служащих Свердловской области, реестров (перечней) государственных должностей государственной службы других субъектов Российской Федерации, Единого реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области и реестров муниципальных должностей муниципальной службы в других субъектах Российской Федерации, - в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
В указанный период работы истца действовало Постановление Центрального комитета КПС Совета Министров СССР Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24.12.1976 N 1059 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением должностных окладов и тарифных ставок среднеоплачиваемых работников аппарата республиканских (АССР) и местных органов государственного управления, хозяйственных организаций, суда, прокуратуры, кредитных учреждений и органов государственного страхования", из которого следует, что должность регистратора отдела (бюро) ЗАГСа, которую занимала истец, не подпадала под категории "руководители" и "специалисты", поскольку относилась к категории служащих министерств и ведомств АССР, исполкомов местных советов депутатов трудящихся, их самостоятельных управлений (таблица 19 приложения N 1 к Постановлению ЦК КПСС Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.12.1976 N 1059), а, значит, не относились к должностям муниципальной службы.
Более того в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что в указанный период истец исполняла обязанности по техническому обеспечению органа местного самоуправления, что в силу положений ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" свидетельствует о том, что истец не замещала должности муниципальной службы и не являлась муниципальным служащим.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о выполнении истцом в указанный период обязанностей служащего, тождественности указанной должности - должности специалиста 1 категории, поименованной в Едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области являются несостоятельными, как не подтвержденные каким-либо доказательствами. Должностная инструкция, из анализа положений которой можно было бы сделать вывод об исполнении истцом функций государственного служащего (в частности, что истец относилась к лицам, исполняющим организационно-распорядительные функции органа местного самоуправления) в материалы дела представлена не была.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что данный период не подлежит включению в муниципальный стаж истца, является верным.
Судебная коллегиям также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что деятельность истца в должности специалиста по жилью, старшего инспектора по вопросам жилья, административной комиссии и экологическому фонду организационно-правового отдела Администрации МО ... , старшего инспектора по вопросам жилья и хозяйственной деятельности, старшего инспектора в администрации ГО ... не может быть отнесена к муниципальной службе, поскольку не отнесена к таковым муниципальным правовым актом.
В соответствии с п.п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
При этом содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
Положениями Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. По своей правовой природе, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления. В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании.
В тоже время, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от ( / / ) N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Так, особенности муниципальной службы в Свердловской области в случаях и в пределах, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иными федеральными законами, определены Законом Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области".
Согласно ст. 2 названного Закона муниципальной службой в соответствии с федеральным законом является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Под должностью муниципальной службы в соответствии с федеральным законом является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в ... , утверждаемым законом ... (ст. 3).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами ... , обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, расположенных на территории ... , в соответствии с федеральным законом не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ст. 4).
Аналогичные положения содержатся в ст. 62 Устава городского округа Верхний Тагил в новой редакции, принятого Решением Думы городского округа Верхний Тагил от ( / / ) N.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что должности муниципальной службы на территории Свердловской области должны соответствовать единому реестру должностей, утвержденному Законом Свердловской области.
Перечень наименований муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области установлен Законом Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ "О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований", а также был установлен ранее действующим Законом Свердловской области от 07.08.1996 N 34-ОЗ "О Едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области".
Исходя из вышеприведенных реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденных Законом Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ, реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области, утвержденного Законом Свердловской области от 07.08.1996 N 34-ОЗ, равно как и из Решения Думы городского округа Верхний Тагил от 17.12.2008 N13/6 "Об установлении должностей муниципальной службы ГО Верхний Тагил", должности истца (специалиста по жилью, старшего инспектора по вопросам жилья, административной комиссии и экологическому фонду организационно-правового отдела Администрации МО ... , старшего инспектора по вопросам жилья и хозяйственной деятельности, старшего инспектора в администрации ГО ... , равно как и должность регистратора отдела ЗАГС, не относились к должностям муниципальной службы, в связи с чем также не могли быть включены в муниципальный стаж истца.
Об этом же свидетельствуют и представленные в материалы дела штатные расписания (в том числе принятые судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств с согласия участвующих в деле лиц) ... , учитывая, что правовой статус должности муниципальной службы начинается не с момента учреждения ее в штатном расписании муниципального органа, а с момента включения ее в реестр должностей муниципальной службы. Систематизация должностей муниципальной службы предполагает отражение в штатных расписаниях не только наименований должностей муниципальной службы, но и групп, к которым они относятся согласно реестрам.
Таким образом, наличие в штатных расписаниях должностей, которые занимала истец, учитывая, что они не поименованы в вышеуказанных реестрах должностей муниципальной службы, не свидетельствует о том, что данные должности относились к должностям муниципальной службы.
Более того, как следует из представленного в материалы дела трудового договора от ( / / ) N, Поляковой ГН была принята на должность старшего инспектора по вопросам жилья и хозяйственной деятельности организационного правого отдела (в последующем указанная должность распоряжением от ( / / ) N переименована в должность старшего инспектора), при этой ей был установлен должностной оклад в размере ... руб., который в соответствии с приложением N к Постановлению Правительства Свердловской области от 02.04.2009 N 359-ПП соответствовал должностному окладу старшего инспектора.
При этом данным приложением N к Постановлению Правительства Свердловской области от 02.04.2009 N 359-ПП были установлены размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет истец не отвечала требованиям, установленным Положением "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы городского округа Верхний Тагил", утвержденным решением Думы ГО Верхний Тагил от ( / / ) N, которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которому гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы ГО Верхний Тагил, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет имеет право на пенсию за выслугу лет при расторжении трудового договора (служебного контракта), освобождении от занимаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы в случае расторжения трудового договора (служебного контракта) по инициативе муниципального служащего городского округа в связи с выходом на пенсию (п. 3.1. Положения).
Довод автора жалобы о том, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей, обозначенных в перечне муниципальных должностей (в частности должности специалиста 1 категории), был предметом исследования и оценки суда первой инстанции, обстоятельства по которым он был отклонен подробно приведены в мотивированной части оспариваемого решения. Вопреки доводу жалобы, необходимости в дополнительной их оценке, чем та, что приведена в обжалуемом решении, судебная коллегия не усматривает.
То, что в штатных расписаниях ... г.г. истец поименована как специалист, не может повлечь отмену решения суда, поскольку одним из обязательных условий для назначения муниципальной пенсии является факт замещения должности муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением, что у истца не доказано.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, установленные судом обстоятельства и его выводы не опровергают, по существу направлены на иное толкование закона и переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для которых судебная коллегия не находит, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировградского городского ... , апелляционную жалобу Поляковой ГН - без удовлетворения.
Председательствующий
Волкова Я.Ю.
Судьи
Иванова Т.С.
Петровская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.