Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Седых Е.Г.,
Фефеловой З.С.
при секретаре Бабкиной Н.А.
рассмотрела 09.12.2016 в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению иску прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей
по апелляционной жалобе ответчика на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 07.09.2016.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области). В обоснование иска указал, что проведена проверка объекта гражданской обороны (убежища), расположенного на территории по адресу: ... Обязанность по надлежащему содержанию, сохранению в состоянии готовности к использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время объекта гражданской обороны - защитное сооружение ВУ AV-170 инв. N, площадью 122,6 кв.м., возложена на ответчика, который не осуществляет должных мер, направленных на его сохранение. Кроме того, право собственности на земельный участок под защитным сооружением и участок, необходимый для его эксплуатации, не зарегистрировано, не определены границы земельного участка. Бездействие ТУ Росимущества в Свердловской нарушают
права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в условиях чрезвычайных ситуаций. С учетом изложенного, прокурор обратился в суд с указанным иском, прося признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - ВУ AV-170 инв. N, реестровый номер N, площадью 122,6 кв. м., расположенного по адресу: ... и непринятии мер к установлению границ земельного участка, необходимых для его эксплуатации, регистрации права Российской Федерации на земельный участок; возложить на ответчика обязанность устранить нарушения путем приведения защитногосооружениягражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: восстановить защитно-герметические двери защитного сооружения ГО; провести планово-предупредительный ремонт в защитном сооружении гражданской обороны; проверить убежище на герметичность по величине подпора воздуха, восстановить обозначение защитного сооружения и маршруты движения укрываемых; восстановить санитарно-техническое оборудование; восстановить инженерно-техническое оборудование (систему вентиляции; систему водоснабжения; воздухоснабжение, канализацию); устранить отверстия и проемы в ограждающих конструкциях; обязать ответчика установить и согласовать со смежными землепользователями границы земельного участка, необходимые для эксплуатациизащитногосооружениягражданской обороны и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 07.09.2016 исковые требования удовлетворены частично: суд признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитногосооружениягражданской обороны ВУ AV-170 инв. N, площадью 122,6 кв.м., реестровый номер N, расположенного по адресу: ... На ответчика возложена обязанность устранить нарушения путем приведения защитногосооружениягражданской обороны ВУ AV-170 инв. N, площадью 122,6 кв.м., реестровый номер N, расположенного по адресу: ... в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: восстановить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны; восстановить защитно-герметические двери защитного сооружения гражданской обороны; провести планово-предупредительный ремонт в защитном сооружении гражданской обороны; проверить убежище на герметичность по величине подпора воздуха, восстановить обозначение защитного сооружения и маршруты движения урываемых; восстановить санитарно-техническое оборудование; восстановить инженерно-техническое оборудование (систему вентиляции; систему водоснабжения; воздухоснабжение; канализацию); устранить отверстия водоснабжения в ограждающих конструкциях. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной и подписанной представителем ответчика, содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в иске. В обоснование жалобы ссылается на то, что обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии объекта гражданской обороны возложена на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, таким образом, ТУ Росимущества Свердловской области является ненадлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционную представитель истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Волкова М.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители ответчика и третьих лиц в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было назначено на 09.12.2016 определением от 16.11.2016. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались путем размещения информации на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года N 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии с п. 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утверждённого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определённого времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 N 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный объект находится в федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавался, а также не передавался в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества не значится.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанным законом, а также Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС Российской Федерации от 21.07.2005 N 575, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 N 583, пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком в данном случае является ТУ Росимущество в Свердловской области.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с привлечением ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка надлежащего содержания находящегося в федеральной собственности объекта гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: ...
По результатам проверки выявлены следующие нарушения: у защитно-герметических дверей отсутствуют подставки; нарушена гидроизоляция защитного сооружения ГО, не проводится планово-предупредительный ремонт в защитном сооружении гражданской обороны; не проверено убежище на герметичность по величине подпора воздуха, отсутствует обозначение защитного сооружения и маршруты движения укрываемых, санитарно-техническое оборудование демонтировано, демонтировано инженерно-техническое оборудование (система вентиляции; система водоснабжения; воздухоснабжение, канализация); допускается устройство отверстий и проемов в ограждающих конструкциях.
Согласно п. 3.2.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правил), при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Согласно п. 1.2 требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что защитное сооружение, расположенное по адресу: ... , своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, находится в ненадлежащем техническом состоянии, пришел к выводу, что именно ТУ Росимущества в Свердловской области обязано привести его в надлежащее состояние, так как не приведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку они не противоречат материалам гражданского дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел.
Доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия находит несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает. Постановленное решение отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 07.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Седых Е.Г.,
Фефелова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.