Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Кормильцевой И.И.,
судей
Старкова М.В.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению прокурора г. Ревды в интересах муниципального образования к Администрации городского округа Дегтярск о признании незаконным решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск от 02 сентября 2015 года N 6 о введении на территории городского округа Дегтярск режима чрезвычайной ситуации
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Дегтярск
на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 25 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., представителя административного ответчика Администрации городского округа Дегтярск Храмцовой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца прокурора г. Ревды Истоминой И.В., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Ревды в интересах муниципального образования обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск от 02 сентября 2015 года N 6 (далее - Комиссия) о введении на территории городского округа Дегтярск режима чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое решение Комиссии основано на заключении от 18 июля 2011 года N 340-С-ЗС, согласно которому, выявленные дефекты конструктивных элементов здания котельной представляют угрозу разрушения. На основании принятого решения Комиссии постановлением Главы городского округа Дегтярск от 03 сентября 2015 года N 787-ПА на территории городского округа введен режим чрезвычайной ситуации. Оспариваемое решение Комиссии от 02 сентября 2015 года N 6 и указанное постановление Главы городского округа Дегтярск противоречат положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природоохранного и техногенного характера". Неудовлетворительное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства не является источником чрезвычайной ситуации и не соответствуют установленным критериям отнесения к чрезвычайным ситуациям. В этой связи на постановление Главы городского округа Дегтярск от 03 сентября 2015 года N 787-ПА "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории городского Дегтярск" принесен протест, который по результатам его рассмотрения Администрацией городского округа Дегтярск был отклонен.
Оспариваемое решения Комиссии от 02 сентября 2015 года N 6 и постановление Главы администрации городского округа Дегтярск от 03 сентября 2015 года N 787-ПА причиняют ущерб интересам муниципального образования, поскольку явились правовыми основаниями размещения муниципального заказа у единственного подрядчика на возведение комплекса теплоснабжения в городском округе Дегтярск - блочно-модульной котельной "Корал БМК", что ограничило возможности других поставщиков (подрядчиков) быть участниками этой закупки и, как следствие, снизило эффективность и результативность размещенного заказа на выполнение указанной работы.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 25 августа 2016 года административное исковое заявление прокурора г. Ревды удовлетворено частично; признанно незаконным решение внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск от 02 сентября 2015 года N 6 о введении на территории городского округа Дегтярск режима чрезвычайной ситуации; в удовлетворении требований прокурора о возложении на административного ответчика обязанности отменить постановление от 03 сентября 2015 года N 787-ПА о введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории городского округа Дегтярск отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика подал на него апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить. Указывает на наличие оснований для отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском прокурором срока обращения в суд. Кроме того, настаивает на соответствии оспариваемого решения Комиссии требованиям закона и обоснованность введения на территории городского округа режима чрезвычайной ситуации в интересах населения и защиты прав, в целях полноценного обеспечения теплом объектов жилищного фонда и социальной сферы, надлежащего прохождения отопительного сезона.
Проверив материалы административного дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу пункта "и" части 2 статьи 11 приведенного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам 2, 3 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Координационными органами единой системы являются на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании (пункты 7, 8 приведенного Положения).
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением внеочередного заседания Комиссии от 02 сентября 2015 года N 6 введен на территории городского округа Дегтярск с 03 сентября 2015 года до особого распоряжения режим "Чрезвычайная ситуация" на территории городского округа Дегтярск в связи с тем, что основной источник теплогенерации - Центральная котельная, обеспечивающий тепловой энергий 90 % жителей г. Дегтярска - потребителей тепловой энергии и горячего водоснабжения, квартальная теплосеть, подающая тепловую энергию на участке протяженностью 527 п.м. (1,054 км в однотрубном измерении), находится в аварийном состоянии.
Указанное решение Комиссии основано на заключении от 18 июля 2011 года N 340-С-ЗС, выданном экспертной организацией ООО "ДИАПРОМЕКС", согласно которому, выявленные дефекты конструктивных элементов здания котельной, представляют угрозу разрушения.
На основании принятого решения Комиссии постановлением заместителя Главы городского округа Дегтярск от 03 сентября 2015 года N 787-ПА на территории городского округа введен режим чрезвычайной ситуации. Пунктом 2 постановления установлено в связи с ограниченными сроками МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск" заключить договор на подготовку проектной сметной документации и проведения ее экспертизы для строительства газопровода высокого давления II категории для газоснабжения объекта "АБМК-ГС-12" мощностью 12,0 МВт по ул. Культуры 2-а, г. Дегтярск, Свердловской области и объекта блочно-модульной водогрейной котельной "КОРАЛ-БМК-40" расчетной мощностью 40, 0 МВт в г. Дегтярск Свердловской области.
По факту введения на территории городского округа Дегтярск режима "Чрезвычайная ситуация" прокуратурой г. Ревды с привлечением ГУ МЧС России по Свердловской области была проведена проверка, выводы по результатам которой о незаконности принятого решения были изложены в протесте от 01 февраля 2016 года, содержащем требование об отмене вышеуказанного постановления Главы городского округа Дегтярск от 03 сентября 2015 года N 787-ПА, оставленном административным ответчиком без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Комиссии требованиям закона ввиду отсутствия оснований для введения на территории городского округа режима "Чрезвычайная ситуация".
При этом суд правильно исходил из того, что причины введения режима чрезвычайной ситуации в городском округе Дегтярск, а именно: необходимость бесперебойного и качественного обеспечения услугами теплоснабжения потребителей тепла, подключенных к центральной котельной, противоречат Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, приказу МЧС России от 08 июля 2004 года N 329 "Об утверждении критериев информирования о чрезвычайных ситуациях".
Судом также было принято во внимание, что о неудовлетворительном состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства, в частности об аварийном состоянии здания и сооружения центральной котельной N 1, Администрация городского округа Дегтярск была проинформирована на протяжении длительного периода времени. Об этом свидетельствует заключение ООО "ДИАПРОМЕКС" от 18 июля 2011 года N 340-С-ЗС, заключение экспертизы промышленной безопасности от 27 октября 2011 года N 513, предписание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 сентября 2012 года.
Оспариваемое решения Комиссии от 02 сентября 2015 года N 6 и постановление Главы администрации городского округа Дегтярск от 03 сентября 2015 года N 787-ПА явились правовыми основаниями размещения муниципального заказа у единственного подрядчика на возведение комплекса теплоснабжения в городском округе Дегтярск - блочно-модульной котельной "Корал БМК", что ограничило возможности других поставщиков (подрядчиков) быть участниками этой закупки и, как следствие, снизило эффективность и результативность размещенного заказа на выполнение указанной работы.
Факт нарушения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при вынесении оспариваемого решения подтверждается и постановлением Министерства Финансов Свердловской области от 31 марта 2016 года N 164, которым Глава городского округа Дегтярск признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут штрафу в размере 25000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора и признал оспариваемое решение Комиссии незаконным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соблюдении прокурором трехмесячного срока обращения в суд с настоящими требованиями, начало течения которого необходимо исчислять с момента вынесения прокурором протеста от 01 февраля 2016 года, содержащего требование об отмене постановления Главы городского округа Дегтярск от 03 сентября 2015 года N 787-ПА.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Дегтярск - без удовлетворения.
Председательствующий
И.И. Кормильцева
Судьи
М.В. Старков
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.