Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И., Москвиной С.И.,
при секретаре Щукиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курмачева А.В. к Думе Муниципального образования город Ирбит о признании незаконным решения Думы Муниципального образования город Ирбит от 27.05.2016 N 392 "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Муниципального образования город Ирбит по единому избирательному округу Курмачева А.В."
по апелляционной жалобе административного истца Курмачева А.В. на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя административного истца Руфа А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Васильева Н.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Курмачев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Муниципального образования город Ирбит о признании незаконным решения Думы Муниципального образования город Ирбит от 27.05.2016 N 392 "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы муниципального образования город Ирбит по единому избирательному округу Курмачева А.В.".
В обоснование требований указал, что оспариваемое решение не содержит выводов о нарушении им норм действующего законодательства, на дату принятия оспариваемого решения не был установлен порядок предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, который утвержден Указом Губернатора Свердловской области от 31.05.2016, вступившим в законную силу 12 июня 2016 года, поэтому он был лишен возможности выполнить указанную обязанность в срок до 01 апреля 2016 года.
Административный истец Курмачев А.В. в судебное заседание не явился, представитель административного истца Руф А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно указал на нарушение Думой Муниципального образования город Ирбит 30-дневного срока установленного законодательством для принятия оспариваемого решения, поскольку информация о не предоставлении Курмачевым А.В. сведений об имуществе поступила административному ответчику 26 апреля 2016 года.
Представитель административного ответчика председатель Думы Муниципального образования город Ирбит Васильев Н.В. просил в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 сентября 2016 года административное исковое заявление Курмачева А.В. оставлено без удовлетворения.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указано, что судом не установлено, каким нормативным актом была утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на момент принятия оспариваемого решения. Методические рекомендации, разработанные в 2014 году Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента кадровой политики Губернатора Свердловской области, Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты от 13.02.2015 N 18-0/10/П-762, Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 не содержат указание на лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, в перечне должностей, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указывает, что порядок предоставления депутатами муниципальных образований Свердловской области указанных сведений установлен с 12 июня 2016 года.
Административным ответчиком Думой муниципального образования город Ирбит поданы письменные возражения на апелляционную жалобу с указанием о законности решения суда.
Административный истец Курмачев А.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, не просил об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с участием процессуального представителя административного истца.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было. Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, которые подробно изложены в мотивировочной части решения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1).
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 7.1).
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ) лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации
Согласно статье 12-1 Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 155-ОЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным, лицами, замещающими муниципальные должности (за исключением муниципальных должностей глав) в муниципальных образованиях, расположенных на территориях управленческих округов Свердловской области, - в администрации соответствующих управленческих округов Свердловской области.
Указанные сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом.
Согласно пункту 11 статьи 25 Устава Муниципального образования город Ирбит полномочия депутата могут быть досрочно прекращены в том числе, в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и иными федеральными законами. К ним относится неисполнение обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Порядок проведения заседаний и принятия решений Думы Муниципального образования город Ирбит установлен Регламентом Думы муниципального образования город Ирбит, утвержденным решением Думы муниципального образования город Ирбит от 17.06.2004.
В силу пункта 5 статьи 35 указанного Регламента решение Думы считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного числа депутатов Думы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26 апреля 2016 года в адрес Думы Муниципального образования город Ирбит поступила информация Администрации Восточного управленческого округа о том, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представлены, в том числе депутатом Думы Муниципального образования город Ирбит Курмачевым А.В. (л.д. 46-51).
05 мая 2016 года в адрес Думы Муниципального образования город Ирбит внесено представление прокурора об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, поскольку установлено, что депутат Думы Муниципального образования город Ирбит Курмачев А.В. в нарушение требований законодательства до 01 апреля 2016 года не представил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей, в связи с чем его полномочия подлежат прекращению. О результатах рассмотрения представления необходимо было сообщить в месячный срок.
Думой Муниципального образования город Ирбит был подготовлен проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Курмачева А.В., пояснительная записка к указанному проекту о том, что Курмачевым А.В. нарушены положения части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 12-1 Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области", предусматривающие обязанность депутатов предоставления в срок до 01 апреля 2016 года сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неисполнение которой в силу статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий депутата.
На очередном сорок восьмом заседании Думы Муниципального образования город Ирбит 27.05.2016 был рассмотрен вопрос: "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы муниципального образования город Ирбит по единому избирательному округу Курмачева А.В.", при голосовании по проекту решения большинство депутатов, а именно не менее 50 процентов от установленного числа депутатов (20), проголосовало за принятие решения (за - 11, против - 5, воздержалось - 2), из 19 депутатов, присутствующих на заседании (л.д. 56-65).
Согласно решению Думы Муниципального образования город Ирбит от 27.05.2016 N 392 полномочия депутата Думы Муниципального образования город Ирбит по единому избирательному округу Курмачева А.В. прекращены досрочно в связи с установленным фактом нарушения им Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Несоблюдение обязанностей, установленных вышеуказанным законодательством, и не предоставление указанных сведений в срок до 01.04.2016 административным истцом не оспаривалось, которым необходимые сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не были представлены также и до принятия оспариваемого решения Думы 27.05.2016, доказательства иного административным истцом не представлены. Между тем, такая обязанность депутатов предусмотрена федеральным законодательством с изменениями, действующими с 04.11.2015.
Кроме того, о наличии такой обязанности с разъяснением заполнения соответствующей формы справки административный истец был осведомлен на заседании Думы от 28.01.2016 (л.д. 72).
Таким образом, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и изложенных выше положений нормативных правовых актов, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Думы Муниципального образования город Ирбит от 27.05.2016 N 392 "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы муниципального образования город Ирбит по единому избирательному округу Курмачева А.В.", поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка и процедуры при наличии оснований, предусмотренных федеральным и областным законодательством, поэтому оснований и предусмотренной совокупности необходимых условий для удовлетворения административного искового заявления у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам административного истца оспариваемое решение содержит выводы об установленном факте нарушения Курмачевым А.В. положений федерального и областного законодательства о противодействии коррупции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент принятия оспариваемого решения порядок предоставления депутатами сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера нормативно регламентирован не был, противоречат вышеизложенным положениям законодательства, поскольку такой порядок был установлен статьей 12-1 Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" (в редакции Федерального закона от 21.12.2015 N 155-ОЗ, вступившего в силу 03 января 2016 года и действующего на момент спорных правоотношений), предусматривающий предоставление указанных сведений лицами, замещающими муниципальные должности, в муниципальных образованиях, расположенных на территориях управленческих округов Свердловской области, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, - в администрации соответствующих управленческих округов Свердловской области по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации. Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 и распространяется на лиц, претендующих на замещение должностей и замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Законом Свердловской области от 26.04.2016 N 35-ОЗ, вступившим в силу 09 мая 2016 года, статья 12-1 Закона Свердловской области "О противодействии коррупции в Свердловской области", дополнена пунктом 2-1, согласно которому порядок предоставления депутатами муниципальных образований сведений о доходах устанавливается нормативным правовым актом Губернатора Свердловской области в соответствии с настоящим Законом, правового значения не имеют, в данном случае указанные положения применению не подлежат, поскольку в рассматриваемом периоде на момент установленного срока выполнения обязанности по противодействию коррупции о предоставлении сведений о доходах действовал порядок изложенный выше, и в соответствии с которым подлежали предоставлению указанные сведения Курмачевым А.В. в срок до 01 апреля 2016 года.
Доводы апелляционной жалобы в отношении Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки Минтруда России от 13.02.2015 являются несостоятельными, поскольку судом конкретные нормы указанных Методических рекомендаций к спорным правоотношениям не применялись.
Вывод суда об обращении административным истцом в суд спустя 2 месяца 28 дней после вынесения оспариваемого решения является констатацией факта и на законность решения суда не влияет.
В целом апелляционная жалоба сводится к несогласию с выводами суда, основана на неправильном толковании и применении норм материального права, повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Курмачева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е.Соболева
Судьи И.И. Кормильцева
С.И. Москвина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.