Судья Свердловского областного суда Чиркова Т.Н., рассмотрев в судебном заседании 12 декабря 2016 года жалобу на постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 06 декабря 2016 года, которым обществу с ограниченной ответственностью "НОРМАН" (далее - ООО "НОРМАН"), ОГРН 1169658006341, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи ООО "НОРМАН" назначено наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по производству молочной продукции в цехе, расположенном по адресу г. Екатеринбург, ул. Краснокамская, д. 108, а именно: п.п. 4.8, 5.3, 5.13, 5.15, 5.17, 5.18, 5.21, 6.2, 6.5, 6.13, 7.10, 7.18, 8.5, 10.1-10.4, 10.9, 10.10, 11.4, 11.6-11.9, 11.11, 11.16, 12.1, 12.13, 12.17, 12.19, 12.31, 12.41, 13.9, 13.11, 14.13, 18.9 СанПиН 2.3.4.551-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы".
В жалобе защитник общества Поденко Т.М. ставит вопрос об отмене постановления и о прекращении производства по делу в связи с нарушением процедуры привлечения к ответственности.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения законного представителя общества Новик Р.В., защитника Поденко Т.М., должностного лица, составившего протокол, Андреевой О.А., специалиста Сывороцких М.А., нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как видно из материалов дела, распоряжением заместителя главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 07 ноября 2016 года в отношении ООО "НОРМАН" была назначена внеплановая выездная проверка на объекте цех по производству молочной продукции, расположенном по адресу г. Екатеринбург, ул. Краснокамская, д. 108, на основании приказа Роспотребнадзора от 29 марта 2016 года N 222 об осуществлении контрольных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации молока и молочной продукции. Срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней: с 09 ноября по 06 декабря 2016 года.
До завершения проверки и составления акта 25 ноября 2016 года должностным лицом Роспотребнадзора был составлен протокол о совершении ООО "НОРМАН" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассматривая протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, пришел к выводу, что представленные административным органом доказательства отвечают требованиям допустимости, квалифицировал действия юридического лица по ст. 6.3 КоАП РФ, по которой назначил ООО "НОРМАН" наказание в виде административного приостановления деятельности.
Между тем, судьей не учтено, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производимые и реализуемые им товары представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, орган государственного контроля (надзора) обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц).
При этом примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.
Согласно ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. О временном запрете деятельности составляется протокол, с момента его составления дело об административном правонарушении считается возбужденным (п. 2 ч. 4 ст. 28.1, ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ).
По настоящему делу должностными лицами Роспотребнадзора допущено существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности: дело возбуждено до оформления акта проверки без применения мер обеспечения производства в виде временного запрета деятельности и без уведомления прокурора.
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен указанный акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 06 декабря 2016 года в отношении ООО "НОРМАН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, - отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.