Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2016 года жалобу защитника Акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее по тексту АО "СУАЛ") Вереютина Д.В. на решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 августа 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением должностного лица Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 17 июня 2016 года АО "СУАЛ" по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей за нарушение требований ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выразившееся в не выполнении обязанности по рекультивации земель на земельном участке площадью 3,9 га земель лесного фонда Краснотурьинского лесничества бывшего Карпинского лесхоза, непосредственно примыкающем к северной стороне шламоотвала N 2, принадлежащего АО "СУАЛ".
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление оставлено без изменения решением судьи от 18 августа 2016 года.
В жалобе защитник АО "СУАЛ" Вереютин Д.В. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, указывает, что на момент истечения срока выполнения требований предписания от 08 июля 2013 года АО "СУАЛ" в лице "БАЗ- СУАЛ" выполнены в полном объеме все мероприятия по переводу указанного земельного участка с площадью перекрытия шламом 3,9 га в иную категорию земель с иным разрешенным использованием, допускающим размещение на данных землях отходов потребления и производства, а также по надлежащему оформлению долгосрочных арендных отношений с последующим выполнением мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, при этом срок эксплуатации шламохранилища N 2 не истек, в связи с чем возложение на АО "СУАЛ" обязанности по рекультивации земель ранее указанного срока является незаконным. Кроме того, ссылается на проведение проверки с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника АО "СУАЛ" Вереютина Д.В., поддержавшего доводы жалобы, свидетеля П., нахожу состоявшихся по делу решений подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Эти требования закона при рассмотрении данного дела не выполнены, обстоятельства дела исследованы не полно.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 27 мая по 08 июля 2013 года, установлено, что АО "СУАЛ", расположенное по адресу: г. Краснотурьинск, ул. Карла Маркса, д.1," допустило химическое загрязнение почв, несанкционированное размещение отходов производства (шлама) и перекрытие поверхности почв отходами производства (шламом) за пределами земельного отвода под шламохранилище N 2 на самовольно занятом земельном участке земель лесного фонда бывшего Карпинского лесхоза Краснотурьинского лесничества, непосредственно примыкающем к северной стороне указанного шламохранилища, о чем должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу выдано предписание на рекультивацию земель данного земельного участка со сроком выполнения до 20 июня 2015 года (л.д. 19-20).
В ходе внеплановой выездной проверки исполнения предписания, проведенной в период с 04 по 31 августа 2015 года, выявлено невыполнение АО "СУАЛ" (филиал "БАЗ-СУАЛ"), в установленный срок рекультивации данного земельного участка земель, что отражено в акте проверки (л.д. 88-94).
Пунктом 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по проведению мероприятий по охране земель, сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения.
Вместе с тем, из пояснений защитника АО "СУАЛ" Вереютина Д.В. следует, что на земельном участке площадью 3.9 га фактически расположена механическая защитная зона шламохранилища N2, которая является его неотъемлемой частью и необходима для его эксплуатации. По технической ошибке данный участок не вошел в границы землеотвода шламохранилища N2, что было устранено путем заключения договора аренды.
Из договора аренды от 20 июня 2014 года следует, что земельный участок площадью 3,9 га предоставлен АО "СУАЛ" для эксплуатации шламохранилища N2, с разрешенным видом использования под объект промышленности.
В соглашении от 19 июня 2014 года, заключенном между АО "СУАЛ" и администрацией Краснотурьинского городского округа предусмотрены мероприятия по снижению негативного воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду, в том числе, оговорена обязанность АО "СУАЛ" по проведению рекультивации данного земельного участка в соответствии с Проектом.
В своих пояснениях должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении П., не оспаривало факт заключения договора аренды на данный земельный участок, ссылаясь на необходимость проведения рекультивации земель АО "СУАЛ" в срок, указанный в предписании, так как данная территория, не оборудованная для размещения отходов, не входит в границы шламохранилища N2.
Между тем, доводы защитника подтверждаются планом отвода земель для строительства шламохранилища N2 (л.д.35), планом-схемой шламохранилища N2 (л.д.36), топографической съемкой (л.д.36), из которых следует, что земельный участок, занимаемый под устройство механической защитной зоны, является единым целым с участком, отведенным под шламохранилище N2; инструкцией по эксплуатации шламового хозяйства филиала "БАЗ-СУАЛ" (л.д. 38-44); проектом мониторинга безопасности гидротехнических сооружений (л.д.44-48); декларацией безопасности гидротехнических сооружений шламохранилища N 2 (л.д.49-56); правилами эксплуатации (л.д.57-62), из которых механическая защитная зона охарактеризована, как одна из составляющих частей гидротехнических сооружений шламохранилища N2, необходимая для его эксплуатации.
Однако, в ходе производства по делу не исследовалось то обстоятельство, что механическая защитная зона на земельном участке является частью шламохранилища N2 и образует единое сооружение "шламохранилище".
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1061/16 от 28 ноября 2016 года.
Кроме того, должностным лицом не исследовался вопрос о сроках рекультивации земельного участка, предусмотренных в Проекте.
Таким образом, обязанность по проведению рекультивации земли АО "СУАЛ" в сроки, указанные в предписании, не нашла подтверждения.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи, вынесенные по делу, подлежат отмене, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 августа 2016 года и постановление начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" отменить, производство по делу прекратить.
Судья Н.В. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.