Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2016 года жалобы защитника юридического лица - ООО "Металлург-Форум" Ребровой О.С. на решения судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 05 августа 2016 года, вынесенные по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.8.2, ч.4 ст.8.13, ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводским округам, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области N 12-12-06/65 от 17 мая 2016 года юридическому лицу - ООО "Металлург-Форум" по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, постановлением N 12-12-06/62 от этой же даты - по ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в виде штрафа в размере 30000 рублей, постановлением N 12-12-06/64 от этой же даты - по ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Должностным лицом установлено, что ООО "Металлург-Форум" не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, нарушаются требования к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а также не вносится в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам рассмотрения жалоб защитника Ребровой О.С. решениями судьи районного суда постановления должностного лица оставлены без изменений.
В жалобе Реброва О.С. ставит вопрос об изменении состоявшихся решений по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что Обществом были предприняты исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений; так, им ведется журнал учета движения отходов, разработан проект нормативов образования отходов, разработаны и учтены паспорта отходов, в Росприроднадзор представлены сведения об отходах по установленному образцу, Также заявитель просит отменить состоявшие решения по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.8.13, ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на отсутствие вины юридического лица. Так, Реброва О.С. заявляет, что у Общества отсутствовала объективная возможность самостоятельного оформления необходимых документов, так как разрешительная документация на сброс веществ в водный объект была оформлена ранее на ОАО "Евраз НТМК", как на собственника, сдаваемого в аренду имущества и именно оно должно было осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, заявитель поясняет, что сброс загрязняющих веществ в реку осуществляется не только ООО "Металлург-Форум", но и иными арендаторами. Также Реброва О.С. ходатайствует об освобождении Общества от административной ответственности за малозначительностью деяния, ссылаясь на его тяжелое финансовое положение.
Определением судьи областного суда жалобы Ребровой О.С. объединены в одно производство, поскольку юридическим лицом одним бездействием, выявленным в ходе проведения одной проверки, совершено несколько правонарушений.
Проверив материалы дела, исследовав и оценив доводы жалоб, заслушав Реброву О.С., поддержавшую свои доводы, прихожу к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 16 данного закона, негативное воздействие на окружающую среду и загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросами загрязняющих веществ в водные объекты является платным.
Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки деятельности юридического лица по соблюдению правил водопользования, проведенной государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Свердловской области в период с 01 апреля по 14 апреля 2016 года установлено, что ООО "Металлург-Форум" осуществляет деятельность в области спорта, деятельность по обслуживанию арендованной ливневой канализации спортивного комплекса, отстойника ливневых вод, автодорог, площадок и тротуаров спортивного комплекса, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская,61, приводящую, в том числе, к образованию отходов. Однако, им в установленном порядке не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, поскольку в данных учета не учтено во 2-м квартале 2015 года образование и передача отхода, образованного в результате замены фильтрующего элемента и очистке отстойников, в 1-м квартале 2016 года - образование и передача ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, также им не было осуществлено отнесение к конкретному классу опасности отхода, образованного в результате замены фильтрующего элемента к очистке отстойников, не был разработан и утвержден в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не был представлен в установленном порядке в ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2015 год, не была представлена в установленном порядке в департамент Росприроднадзора по УрФО форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании, и размещении отходов производства и потребления за 2015 год". Кроме того, в ходе проведения визуального осмотра ливневой канализации был зафиксирован сброс ООО "Металлург-Форум" сточных вод, в которых содержатся загрязняющие вещества, в реку Большая Кушва в кадастровом квартале 66:56:0205004 в концентрациях, превышающих установленные нормативы качества воды водных объектов, что привело к загрязнению водного объекта. Так, превышение содержания нефтепродуктов составило 8,2 раза (концентрация 0,41 мг/дм3 при нормативе ПДК 0,05 мг/дм3). При этом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2015 года за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект юридическим лицом внесена не была.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки от 14 апреля 2016 года с приложенными фотографиями, протоколами об административных правонарушениях от 14 апреля 2016 года, договорами аренды имущества, данными ЕГРП, протоколами анализа воды, актами отбора проб и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ООО "Металлург-Форум", которым не были соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, нарушены требования к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, не была внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду правильно квалифицированы по ст.ст.8.2, ч.4 ст.8.13, ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тот факт, что юридическим лицом были предприняты меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в части обращения с отходами не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности, в том числе и на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку их устранение происходило уже после возбуждения административного производства.
Доводы жалобы о том, что ООО "Металлург-Форум" является лишь арендатором помещений, а не их собственником, а также то, что загрязнение реки осуществляется и иными арендаторами не имеют правового значения, поскольку обязанность соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду является обязанностью хозяйствующего субъекта, оказывающего прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, осуществляющего деятельность, в процессе которой образуются отходы, безотносительно к тому, на каком праве он имеет здания и иное имущество.
Доводы автора жалобы об отсутствии вины в совершении правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.8.13 и ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях юридического лица основаны на неправильном понимании норм права. Так, в соответствии с п.п. 17, 18, 22 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 844 "О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта" единственным основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование являлось предоставление обратившимся лицом неполного пакета документов.
Такого основания к отказу в принятии положительного решения по предоставлению водного объекта в пользование как предоставление его ранее в пользование другому лицу в вышеприведенном нормативном акте, имеющем большую юридическую силу по отношению к Приказу Минприроды России, на который ссылается защитник, не содержится.
А потому, ООО "Металлург-Форум", являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, обязано было решить вопрос о предоставлении водного объекта в пользование в установленном законом порядке, соблюдать требования экологического законодательства по охране данного водного объекта, а также вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Существенного нарушения процессуальных требований, которое могло бы повлечь отмену состоявшихся по делам решений и прекращение производства, при рассмотрении настоящих дел, не допущено.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Нарушения, допущенные ООО "Металлург-Форум" при осуществлении предпринимательской деятельности, имели место при совершении им одного бездействия.
В связи с чем, вынесенные по делам об административных правонарушениях судебные акты подлежат изменению путем назначения юридическому лицу наказания с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решения судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 05 августа 2016 года и постановления начальника отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводским округам, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области N 12-12-06/65, N 12-12-06/62, 12-12-06/64 от 17 мая 2016 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.8.2, ч.4 ст.8.13, ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО "Металлург-Форум" изменить, назначить ООО "Металлург-Форум" наказание с учетом положений ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, в остальной части указанные решения оставить без изменения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.