Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Центр транспортной безопасности" Новиковой П.А. и защитника Мазур М.В. на постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 10 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр транспортной безопасности",
установила:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 10 октября 2016 года юридическое лицо ООО "Центр транспортной безопасности" (далее - ООО "ЦТБ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор и защитник ООО "ЦТБ" подали на него жалобу, в которой просят постановление судьи районного суда изменить, переквалифицировав действия юридического лица, либо заменив назначенное административное наказание на предупреждение.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав законного представителя ООО "ЦТБ" Новикову П.А. и защитника юридического лица Мазура М.В., поддержавших жалобу, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора на основании информации о нарушении ООО "ЦТБ" законодательства при подготовке сил обеспечения транспортной безопасности, поступившей в управление от заместителя начальника подразделения Управления по Хабаровскому краю ФСБ России, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принято решение о проведении административного расследования.
В рамках проведения административного расследования должностным лицом управления Ространснадзора, определением от ДД.ММ.ГГГГ у ООО "ЦТБ" истребованы следующие документы: список обученных по программе "Повышение квалификации работников, назначенных в качестве ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве" слушателей ООО "Влад Рейс" по предложенной форме; копия лицензии на образовательную деятельность (с приложением); договор на организацию и проведение обучения сил обеспечения транспортной безопасности между ООО "ЦТБ" и ООО "Влад Рейс"; журнал учета учебных занятий слушателей; согласованную с ООО "Влад Рейс" Программу обучения; документы, подтверждающие наличие и использование учебно-тренажерной базы, в том числе тренажеров для проведения обучения и проверки знаний по представленной программе; данные о наличии у обученных работников ООО "Влад Рейс" средне-профессионального и (или) высшего образования или получения указанного образования в период обучения.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об истребовании у ООО "ЦТБ" надлежащим образом заверенных копий реестра (список) фактически обученных сотрудников ООО "Влад Рейс" с указанием их установочных данных; программы, по которой данные сотрудники были обучены, а также номера и даты выдачи соответствующего удостоверения о прохождении обучения каждого из сотрудников (согласно представленного ранее приложению N к договору от ДД.ММ.ГГГГ N); положения общества об учете посещаемости учебных занятий слушателей или иного локального акта, имеющего аналогичное значение; журнала учета посещаемости учебных занятий слушателей или иного документа, имеющего аналогичное назначение, с указанием даты и темы занятия, установочных данных обучающихся, и наличием соответствующих удостоверяющих реквизитов; документов, фото-, видеоматериалов, подтверждающих наличие и использование учебно-тренажерной базы, в том числе тренажеров для проведения обучения и проверки знаний по соответствующей программе, разработанных на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил ОТБ, а также обеспечивающих в соответствии с пунктом 5 Приказа Минтранса России от 31 июля 2014 года N 212 оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами ОТБ работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, и формирующих навыки саморегуляции психоэмоционального состояния; документов, содержащих сведения о наличии у обученных сотрудников ООО "Влад Рейс" средне-профессионального и (или) высшего образования или о получении указанного образования на период обучения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ у общества истребованы: копии удостоверяющих документов на предметы и технические средства, которые были представлены Обществом в качестве тренажеров и фотографии которых были направлены в адрес Ространснадзора ранее с письмом от ДД.ММ.ГГГГ (либо копии сертификатов соответствия тренажеров и иных подобных документов, позволяющих использовать названные предметы и технические средства в качестве тренажеров).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ у ООО "ЦТБ" истребованы сведения и документы согласно определению от ДД.ММ.ГГГГ
Общество с ограниченной ответственностью "ЦТБ" в установленный срок запрашиваемые сведения и документы в полном объеме не предоставило.
Данный факт явился поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности.
Такое решение не может быть признано обоснованным по следующим основаниям.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае, образует умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Государственные инспекторы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при исполнении должностных обязанностей вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области транспортной безопасности.
Порядок реализации должностными лицами Ространснадзора таких полномочий определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно установленным законодательством юридическим презумпциям, государственный орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении, обязан доказать, в частности наличие события административного правонарушения, и виновность лица в его совершении.
Одной из форм процессуальных действий должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, направленных на сбор доказательств по существу дела, является истребование сведений в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу названной нормы, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых, по его мнению, для разрешения дела.
Вместе с тем, административное усмотрение должностных лиц государственных органов, предполагает необходимость обеспечения надлежащих гарантий прав юридических лиц, позволяющих без ущерба для эффективности проводимых мероприятий минимизировать их возможное негативное воздействие, - безотносительно к тому, потребуют ли результаты проверки применения мер государственного принуждения, ограничивающих права юридических лиц.
Одной из таких гарантий является презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье.
Из анализа перечня истребованных у Общества сведений следует, что решения должностного лица об их истребовании обусловлено установлением фактических обстоятельств события, явившегося поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и виновности лица в его совершении, а не в целях характеристики деятельности юридического лица как хозяйствующего субъекта.
Предоставление ООО "ЦТБ" всех истребованных документов позволило бы должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения Обществом порядка при подготовке сил обеспечения транспортной безопасности, без проведения реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, как того требует процедура проведения административного расследования.
Следовательно, не предоставление Обществом документов, указанных в определениях об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, не является объектом административно-правовой охраны статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу закона, в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения могут быть истребованы как у юридических лиц, независимо от их формы собственности, так и у государственных или муниципальных органов власти, в случае, если они обладают информацией, позволяющей должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отказ лица, в отношении которого проводится административное расследование, от участия в доказывании, не может повлечь за собой негативных последствий, поскольку в силу статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя.
Таким образом, вывод о наличии в бездействии общества с ограниченной ответственностью "Центр транспортной безопасности" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 10 октября 2016 года, вынесенное в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Центр транспортной безопасности" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока 10 октября 2016 года, вынесенное в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Центр транспортной безопасности" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.