Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " Андрейченко Н.В. на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 11 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 11 октября 2016 года юридическое лицо - ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей ... копеек без конфискации предметов административного правонарушения.
В жалобе директор ООО " ... " Андрейченко Н.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность таможенным органом события административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель или защитник юридического лица не явились, о времени и месте рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении ООО " ... " извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения представителей Владивостокской таможни Семеновой Е.А., Королевского Е.Б., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО " ... " к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, послужил факт недекларирования судном ТР " ... ", принадлежащим ООО " ... ", в нарушение требований статьи 364 Таможенного кодекса Таможенного союза топлива судового маловязкого в количестве ... куб.м. (9,45 тонн), находившегося в танке N 12, что было выявлено должностными лицами Владивостокской таможни при приведении 21 апреля 2016 года таможенного досмотра.
Вынося постановление о привлечении к административной ответственности, судья районного суда пришел к выводу о доказанности в действиях ООО " ... " состава вмененного правонарушения.
Между тем данный вывод судьи нельзя признать правильным.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, в том числе, подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно материалам дела факт недекларирования ООО " ... " находившегося на судне ТР " ... " топлива судового маловязкого в количестве ... куб.м. ( ... тонн) установлен актом таможенного досмотра от 21 апреля 2016 года. При этом сведения о количестве незадекларированного топлива в акт таможенного досмотра были внесены на основании акта замеров запаса топлива, выполненных третьим механиком ТР " ... " Василой А.П. до возбуждения дела об административном правонарушении.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Согласно пункту 13 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе, при проведении таможенных операций и таможенного контроля.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
В нарушение приведенных положений Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" измерение запасов топлива на судне ТР " ... ", которое было осуществлено при проведении таможенных операций и таможенного контроля, что относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполнено без применения соответствующей методики (метода) измерений судового топлива, средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Сведений о соблюдении данных требований при проведении замеров запаса топлива в акте от 21 апреля 2016 года не содержится.
Таким образом, замеры запасов топлива на судне ТР " ... " произведены с нарушением положений Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", поэтому акт от 21 апреля 2016 года, послуживший основанием для вывода о недекларировании ООО " ... " находившегося на судне ТР " ... " топлива судового маловязкого в количестве ... куб.м. (9,45 тонн), в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ является недопустимым доказательством.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о наличии в действиях ООО " ... " состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, сделан при отсутствии в материалах дела допустимых доказательств, полученных с соблюдением требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и подтверждающих наличие на судне ТР " ... " эксплуатационных припасов в ином количестве, чем указано в декларации о судовых припасах от 21 апреля 2016 года.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 11 октября 2016 года, вынесенное в отношении ООО " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 11 октября 2016 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.