Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу защитника ООО "АПК "Альянс" Януш А.В. на решение судьи Ханкайского районного суда Приморского края от 26 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Альянс",
установила:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Черкасовой Е.Г. N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО "Агропромышленная компания "Альянс" (далее ООО "АПК "Альянс") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ханкайского районного суда Приморского края от 26 сентября 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "АПК "Альянс" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник юридического лица Януш А.В. подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Януш А.В., поддержавшую жалобу, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования, проведенного должностным лицом Управления Росприроднадзора установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности в ООО "АПК "Альянс" образуются и временно накапливаются отходы I - IV классов опасности. В нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорта на отходы отсутствуют. Кроме этого, в нарушение пункта 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года N 721, обществом не представлены данные учета в области обращения с отходами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данные по итогам ДД.ММ.ГГГГ представлены без приложения N 2 к Порядку.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Приморскому краю составлен протокол об административном правонарушении N, действия юридического лица квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "АПК "Альянс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Отклоняя жалобу защитника юридического лица, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются копией обращения Сургач Е.А., адресованного прокурору Ханкайского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ N; копией проекта инвентаризации отходов и мест их размещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; данными учета в области обращения с отходами за ДД.ММ.ГГГГ; договором на разработку и сопровождение согласования от ДД.ММ.ГГГГ; копиями паспортов отходов I - IV классов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом, под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России N 721. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Пунктом 6 Порядка ведения учета отходов, предусмотрено, что данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому к Порядку ведения учета отходов образцу.
В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения учета отходов, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующим за указанным периодом. Согласно пункту 8 Порядка данные учета в области обращения с отходами должны содержать: титульный лист, оформляемый в свободной форме; данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Поскольку по делу достоверно установлено, что обществом деятельность, в процессе которой образуются и накапливаются отходы I - IV классов опасности до ДД.ММ.ГГГГ - даты выдачи паспортов отходов, осуществлялась в отсутствие паспортов отходов, что является нарушением статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, на предприятии не велся в соответствии Приказом Минприроды России N 721 с заполнением соответствующих форм учета по приложениям N N учет образовавшихся и переданных для размещения отходов в ДД.ММ.ГГГГ, по итогам ДД.ММ.ГГГГ отсутствует форма учета по приложению N N, что является нарушением части 1 статьи 19 Федерального закона N 89- ФЗ, бездействие юридического лица правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении в отношении юридического лица было возбуждено в отсутствие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, о том, что определение о возбуждении дела, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении наказания составлены на основании разных событий, которые имели место в разный промежуток времени и не могли являться предметом рассмотрения одного дела об административном правонарушении, а также о том, что протокол не содержит данных о дате, времени и месте совершения правонарушения, были предметом проверки судьи районного суда и вопреки утверждениям заявителя им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласится с которой не имеется.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В данном случае судьей обращение Сургач Е.А. правомерно расценено как обращение физического лица на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 3 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в распоряжении соответствующего должностного лица имеются только данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Таковыми по настоящему делу являлись сведения, изложенные в обращении Сургач Е.А. о том, что юридические лица, в том числе ООО "АПК "Альянс", осуществляют хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, а именно: в отсутствии паспортов отходов, необходимых экологических документов, не ведется производственный контроль за атмосферным воздухом, не вносится экологические сборы. В силу части 6 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, завершающим административное расследование, и в нем фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности, полученные в ходе расследования.
Вопреки утверждениям заявителя определение о возбуждении дела, протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении содержат описание одного события, которое нашло свое подтверждение по окончании административного расследования и по результатам рассмотрения дела.
Местом совершения правонарушения является адрес нахождения юридического лица, а датой и временем совершения - дата и время выявления административного правонарушения.
В данном случае выявленное должностным лицом Управления Росприроднадзора в ходе административного расследования в период с ДД.ММ.ГГГГ года правонарушение является длящимся административным правонарушением, обнаруженным Управлением по окончании административного расследования - ДД.ММ.ГГГГ при составлении протокола об административном правонарушении.
Устранение привлекаемым к административной ответственности лицом выявленных нарушений на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, не влияет на правовую квалификацию содеянного и не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушении.
Поскольку совершенное обществом административное правонарушение выявлено не в ходе контрольно-надзорных мероприятий, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основания для применения в данном случае статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Административный штраф назначен Управлением в минимальном размере санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исключительные обстоятельства, позволяющие признать совершенное предпринимателем правонарушение на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным, должностным лицом административного органа и судом не установлены и заявителем жалобы не приводятся.
Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не установлено.
Порядок и срок привлечения ООО "АПК "Альянс" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене либо изменению постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Ханкайского районного суда Приморского края от 26 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОО "Агропромышленная компания "Альянс" оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Януш А.В. - без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.