Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ПАО "Находкинский судоремонтный завод" Полетаева М.А. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 31 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ПАО "Находкинский судоремонтный завод",
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ПАО "Находкинский судоремонтный завод" (далее - ПАО "НСРЗ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от31 октября 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ПАО "НСРЗ" - без удовлетворения.
На решение судьи законным представителем юридического лица Полетаевым М.А. подана жалоба, в которой генеральный директор просит применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П и снизить назначенное наказание.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав представителя Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора Королева С.Г., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях применения указанной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
Как следует из материалов дела, в рамках административного расследования, возбужденного по факту загрязнения бухты Находка нефтепродуктами, должностными лицами Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ по адресу "адрес" проведен осмотр территории ПАО "НСРЗ" - причалов, территории, прилегающей к водному объекту, в ходе которого установлено, что ПАО "НСРЗ", являясь водопользователем части акватории бухты Находка залива Находка Японского моря на основании договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ N, в нарушение части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ осуществляет производственную деятельность, связанную с использованием хозяйственных причалов NN N, пирсов NN N, докового пирса, которые не оборудованы сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заиливанию водного объекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Тихоокеанского морского управления в отношении ПАО "НСЗР" протокола об административном правонарушении и вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отклоняя жалобу ПАО "НСРЗ", судья обоснованно исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о несоблюдении Обществом требований пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку ПАО "НСРЗ" не выполнены требования по оборудованию территории сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта бухты Находка от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к протоколу осмотра; свидетельствами о государственной регистрации права ПАО "НСРЗ" на гидротехнические сооружения; протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований по оборудованию территории ПАО "НСРЗ" сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта бухты Находка от загрязнения, засорения, заиления сточными водами, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, судья пришел к правильному выводу о наличии в действия ПАО "НСРЗ" состава вмененного административного правонарушения и законном привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного ПАО "НСРЗ" наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 N 515-ФЗ, принятого в целях применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, и, приняв во внимание дополнительно представленные документы, подтверждающие трудное финансовое положение юридического лица, а также то, что ПАО "НСРЗ" ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, отягчающих обстоятельств административным органом не установлено, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Находкинского городского суда от 31 октября 2016 года, вынесенные в отношении ПАО "НСРЗ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного ПАО "НСРЗ" наказания в виде административного штрафа до 250 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда от 31 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Находкинский судоремонтный завод" изменить: административное наказание снизить с 500 000 рублей до 250 000 рублей.
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.