Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей: Игошевой О.И., Розановой М.А.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зозуля Г.Е. к ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ о признании нуждающимся в жилом помещении, понуждении к предоставлению жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства по апелляционной жалобе истца на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав объяснения Зозули Г.Е., судебная коллегия
установила:
Истец обратился к ответчику с указанными требованиями, в обоснование, ссылаясь на то, что является бывшим военнослужащим, 26 октября 1990 года уволен в запас в связи с сокращением Вооруженых сил СССР. Во время прохождения службы и после увольнения с нее он и его семья жилым помещением для постоянного проживания на территории РФ не обеспечивались, безвозмездная финансовая помощь на строительство жилья истцу не предоставлялось. В настоящее время он проживает в служебной квартире, расположенной в Приморском крае, "адрес".
Ранее в 1998 году истец обращался с заявлением о предоставлении жилья в администрацию Уссурийского городского округа, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако постановлением администрации Уссурийского ГО N ... от 23 января 2012 года с такого учета снят.
В марте 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в виде единовременной выплаты, решением ответчика N ... от 28 апреля 2016 года ему в этом отказано в связи с тем, что он военнослужащим не является, на момент увольнения с военной службы нуждающимся в улучшении жилищных условий признан не был.
Ссылаясь на изложенное, истец просит признать данный отказ незаконным, признать истца нуждающимся в получении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства, обязать ответчика предоставить истцу такую жилищную субсидию.
В судебном заседании истец указанные требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие основания для его удовлетворения, поскольку с даты увольнения с военной службы истец утратил статус военнослужащего, в момент увольнения со службы в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилья не признан.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Уссурийского ГО.
Судом постановленоуказанное решение, с которым не согласился истец, подав апелляционную жалобу, где просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на прежние доводы, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал. Представители ответчика и администрации Уссурийского ГО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что истец уволен с военной службы в запас и исключен из списков части по ограниченному состоянию здоровья 26 октября 1990 года (л.д.12). На момент увольнения жилым помещением не обеспечен.
В настоящее время проживает по ордеру Министерства обороны СССР N ... от 1 марта 1995 года в квартире "адрес" (л.д.6).
Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения с военной службы составила 17 лет два месяца, в льготном исчислении 20 лет один месяц.
22 марта 2016 года истец обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, получении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства.
Решением начальника 5 отдела города Уссурийска ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ N ... от 28 апреля 2016 года истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, руководствуясь Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (утратила силу с 08.11.2010), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, исходил из того, что истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Этот вывод суда является обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции на дату увольнения истца с военной службы) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 указанной статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (п. 14 этой же статьи).
Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года был определен Инструкцией "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 15 февраля 2000 года N 80.
В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учета жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагалась копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района (п. 27). Военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (п. 28).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с которыми, предоставление органами местного самоуправления жилых помещений, на основании положений указанного выше закона осуществлялось после предварительного признания лица нуждающимся в обеспечении жильем.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации (п. 13).
На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 14). Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (п. 17).
Из изложенного следует, что военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы. На командование возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы, а в указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в помещении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья.
Однако, наличия совокупности необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении истцом определенной законом процедуры постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и намерения его при увольнении быть обеспеченным жильем в избранном ином месте жительства, при рассмотрении данного спора не установлено.
Поскольку на момент увольнения истец в установленном законом порядке по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилого помещения, в том числе, по избранному месту жительства, и не состоял в соответствующих списках очередников, то, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
Довод жалобы о том, что судом не принято во внимание то, что истец в соответствии с постановлением главы Уссурийского ГО N ... от 19 июня 1998 года признавался нуждающимся в жилом помещении, судебная коллегия полагает не имеющим значения для данного дела, поскольку в последующем истец был снят с указанного учета администрацией Уссурийского ГО в связи с отсутствием основания для признания истца нуждающимся в жилье, так как им 25 ноября 1997 года приобретен жилой дом общей площадью 26,5 кв. м, расположенный в "адрес", который продан 2 октября 2009 года.
В установленном порядке снятие истца с учета как нуждающегося в предоставлении жилья истцом не оспорено.
Судом первой инстанции было учтено, что в настоящее время истец проживает и зарегистрирован по адресу: "адрес" общей площадью 31,0 кв. по ордеру Министерства обороны.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены по существу правильного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зозули Г.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.