Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей Старовойт Р.К., Соловьевой О.В.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Приходченко М.И. к Уссурийскому муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей о признании незаконными начисления платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет по апелляционной жалобе представителя ответчика Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Корчагиной А.А. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17.08.2016, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснения прокурора Познер И.А., судебная коллегия
установила:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Приходченко М.И. к Уссурийскому муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей о признании незаконными начисления платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенной проверки со стороны Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в отопительные периоды с 2012-2013 года, с 2013-2014 года Приходченко М.И., проживающему по адресу: "адрес", и выбравшему порядок оплаты за отопление в течение года, были произведены начисления платы по тарифам, которые не утверждены для указанных отопительных периодов, что повлекло нарушение его прав, как потребителя коммунальных услуг. Постановлениями Департамента по тарифам Приморского края N 70/14 от 07.12.2011, N 87/6 от 25.12.2012, N 74/13 от 04.12.2013 ответчику был установлены тарифы для потребителей на тепловую энергию с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 2 427,30 руб./Гкал (с учетом НДС), с 01.07.2012 - 2 572,4 руб./Гкал (с учетом НДС); с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 2 572,4 руб./Гкал (с учетом НДС), с 01.07.2013 - 2 881,09 руб./ Гкал (с учетом НДС); с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 2 881,09 руб./Гкал (с учетом НДС), с 01.07.2014 года - 3 035,13 руб./ Гкал (с учетом НДС). В соответствии с Постановлениями администрации Уссурийского городского округа N 3558 от 11.10.2012, N 578 от 25.02.2013, N 3457 от 27.09.2013, N 1076 от 31.03.2014 отопительный сезон 2012-2013 годов начался 15.10.2012 и завершился 01.05.2013, отопительный сезон 2013-2014 годов начался 15.10.2013, завершился - 01.05.2014. Указанные в постановлениях Департамента по тарифам Приморского края N 70/14 от 07.12.201, N 87/6 от 25.12.2012 тарифы применялись ответчиком в отношении граждан, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии за отопительные периоды 2012-2013, 2013-2014 года с учетом периодов финансового года. В связи с чем за отопительный период 2012-2013 года с 01.07.2013 по 30.09.2013 применялся тариф в размере 2 881,09 руб. за 1 Гкал, за отопительный период 2013-2014 года в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 применялся тариф в размере 3 035,13 руб. за 1 Гкал. Оплата тепловой энергии Приходченко М.И. производилась круглогодично, и по итогам каждого календарного года коммунальный ресурс был оплачен в большем размере, чем это было предусмотрено утвержденными тарифами за указанные периоды. Просил признать незаконным начисление платы за отопление Приходченко М.И., который производил круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2012-2013 года в период с 01.07.2013 по 30.09.2013, исходя из тарифа в размере 2 881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденному постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 87/6 от 25.12.2012, признать незаконным начисление платы за отопление истицу, который производил круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2013-2014 года в период с 01.07.2014 по 30.09.2014, исходя из тарифа в размере 3 035,13 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденным постановлением Департамента по тарифам Приморского края N74/13 от 04.12.2013. Также просил возложить обязанность произвести Приходченко М.И. перерасчет платы за отопление за отопительный период 2012-2013 года в период с 01.07.2013 по 30.09.2013 исходя из тарифа 2 572,40 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, возложить обязанность произвести Приходченко М.И. перерасчет платы за отопление за отопительный период 2013-2014 года в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 исходя из тарифа 2 881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС.
Прокурор в судебном заседании первой инстанции исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Крамаренко А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что тарифы на тепловую энергию, установленные с календарной разбивкой в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, применяется с учетом требований Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в том размере, в котором они были установлены органом регулирования на соответствующий период.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Приходченко М.И.
Судом постановленорешение, которым начисление Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей платы за отопление Приходченко М.И., производившего круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2012-2013 года, в период с 01.07.2013 по 30.09.2013 по тарифу в размере 2 881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденному постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 87/6 от 25.12.2012, признано незаконным. Начисление Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей платы за отопление Приходченко М.И., производившего круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2013-2014 года, в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 исходя из тарифа в размере 3 035,13 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 74/13 от 04.12.2013, признано незаконным. На Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей возложена обязанность произвести Приходченко М.И. перерасчет платы за отопление за отопительный период 2012 - 2013 г., в период с 01.07.2013 по 30.09.2013 исходя из тарифа 2 575,40 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС. На Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей возложена обязанность произвести Приходченко М.И. перерасчет платы за отопление за отопительный период 2013 - 2014 г., в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 исходя из тарифа 2 881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС.
С указанным решением не согласился ответчик Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей, его представителем подана апелляционная жалоба, в котором ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку нарушены нормы материального и процессуального права. В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на доводы, аналогичные тем, которые приводились в возражениях на заявленные требования. Указал, что действующим законодательством в сфере теплоснабжения не предусмотрено установление тарифов на тепловую энергию на отопительный период. Полагал, что необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле Департамента труда и социального развития Приморского края.
Истец Приходченко М.И., представитель ответчика Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Прокурор в судебном заседании полагал решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (п. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок расчета стоимости услуги отопления урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.201400 N 354, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Оплата коммунальной услуги по отоплению, предоставленной в течение отопительного сезона, может осуществляться в течение отопительного периода либо в течение календарного года.
Согласно п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Согласно п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Уссурийскому муниципальному предприятию тепловых сетей постановлениями Департамента по тарифам Приморского края N 70/14 от 07.12.2011, N 87/6 от 25.12.2012, N 74/13 от 04.12.2013 были установлены тарифы для потребителей на тепловую энергию, а именно: за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 2427,30 руб./Гкал (с учетом НДС), с 01.07.2012 - 2 572,4 руб./Гкал (с учетом НДС); за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 2 572,4 руб./Гкал (с учетом НДС), с 01.07.2013 - 2 881,09 руб./ Гкал (с учетом НДС); за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 2 881,09 руб./Гкал (с учетом НДС), с 01.07.2014 - 3 035,13 руб./ Гкал (с учетом НДС).
В соответствии с Постановлениями администрации УГО от 11.10.2012 N 3558, от 25.02.2013 N 578, от 27.09.2013 N 3457, от 31.03.2014 N 1076 отопительный сезон 2012-2013 годов начался 15.10.2012г., завершился - 01.05.2013, отопительный сезон 2013-2014 годов начался 15.10.2013, завершился - 01.05.2014.
Судом также установлено и представителем ответчиком не оспаривалось, что указанные в постановлениях Департамента по тарифам Приморского края N 70/14 от 07.12.2011, N 87/6 от 25.12.2012 тарифы применялись УМУПТС в отношении граждан, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии за отопительные периоды 2012-2013 гг., 2013-2014 гг. с учетом периодов финансового года, в связи с чем в период с 01.07.2013 по 30.09.2013 за отопительный период 2012-2013 гг. применялся тариф в размере 2 881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, в период с 01.07.2014 по 30.09.2014г. за отопительный период 2013-2014гг. применялся тариф в размере 3 035,13 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы материального закона, пришел к выводу о том, что по итогам каждого календарного года коммунальный ресурс ответчика Приходченко М.Н., который производил круглогодично оплату тепловой энергии, внес оплату за отопление в большем размере, чем это было предусмотрено тарифами, утвержденными на указанные отопительные периоды.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, исходя из следующего.
Суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, поскольку ответчиком в нарушение действующего законодательства в отопительные периоды 2012-2013гг., 2013-2014гг. истицу, выбравшего порядок оплаты в течение года, производились начисления оплаты по тарифам, утвержденным для отопительных сезонов более поздних периодов.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.201400 N 354, "норматив потребления коммунальной услуги" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Учитывая приведенную в приложении N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формулу расчета платы за коммунальную услугу, при выборе способа оплаты услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года, полученное значение делится на число месяцев в году.
При круглогодичном способе оплаты отопления потребитель в июле-сентябре оплачивает услугу, предоставление которой имело место в прошедшем отопительном сезоне. При таких обстоятельствах оснований взимать с него плату за эту услугу по тарифам, которые были приняты по окончании предоставления услуги, не имеется, что верно учтено судом при разрешении спора.
В соответствии с п. 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 срок действия цен (тарифов) - период времени, на который органами регулирования устанавливаются цены (тарифы).
Суд первой инстанции правильно исходил из необходимости применения тарифов, действовавших на момент предоставления коммунальной услуги, а не на дату расчета коммунального платежа, что соответствует положениям п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Довод апелляционной жалобы относительно отказа в привлечении к участию в деле Департамента труда и социального развития в Приморском крае судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку постановленным решением права Департамента труда и социального развития в Приморском крае не затрагиваются. Вопрос о перерасчете размера льгот в отношении истца к предмету разбирательства по настоящему делу не относится.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.