Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Кашиева М.Б.
судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнение к ней Коростова С.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 сентября 2016 г. по делу по иску Коростова С.Б. к Администрации г.Элисты о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности восстановить на этом учете.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения Коростова С.Б., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, его представителя Джоновой Н.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней, возражения представителя Администрации г.Элисты Челянова Э.В., судебная коллегия
установила:
Коростов С.Б., ХХХ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г. Элисты о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности восстановить на этом учете.
В обоснование иска указал, что Администрацией г. Элисты от 02 июня 2016 года он уведомлен о снятии с учёта нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием для снятия его с учёта послужил факт несоблюдения при постановке на учёт требований действующего законодательства. Он является воспитанником Элистинского детского дома и ему никто не объяснял необходимость постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Приобрести жильё за счет собственных средств не имеет возможности. Просил признать незаконным решение ответчика о снятии его с учёта нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и восстановить его на учёте, а также считать причину пропуска срока постановки на учет уважительной.
В дополнении к иску истец просил обязать Министерство образования и науки Республики Калмыкия направить Сводный список в Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Калмыкия и взять под контроль.
В судебное заседание истец Коростов СБ., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился в связи с отбыванием реального наказания в виде лишения свободы в ФКУ Исправительная колония N19 УФСИН России по Республике Татарстан.
Представитель истца Джонова Н.Б. поддержала заявленные требования, пояснив, что истец не имел возможности своевременно подать заявление о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как отбывал наказание в виде лишения свободы сроком 09 лет по приговору Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 ноября 1997 года, по которому находился под следствием с апреля 1997 года. До ареста он проживал в детском доме без регистрации. Регистрировать выпускников в детских домах разрешено с 2008 года. Отсутствие у истца регистрации послужило причиной невозможности сбора необходимых документов для постановки на учет.
Представитель ответчика Администрации г. Элисты Мучкаева А.В. иск не признала, ссылаясь на то, что Коростов С.Б. на законном основании был снят с учёта нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представители третьих лиц отдела опеки и попечительства Администрации г. Элисты Инджиева Л.И., Министерства образования и науки Республики Калмыкия Малиева А.Г. решение по делу оставили на усмотрение суда.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Коростова С.Б. к Администрации г. Элисты о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отказано.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней Коростов С.Б. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что в период с 1984 года по 1990 год он являлся воспитанником детского дома. Как выпускнику детского дома Орган опеки и попечительства не разъяснили ему право постановки на учет в качестве нуждающегося, бездействие сотрудников этого органа привело к нарушению его прав на жилье. На момент исполнения ему 23 лет он находился в местах лишения свободы, что является уважительной причиной пропуска срока постановки на учет. Считает, что государство обязано обеспечить его жилой площадью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Коростов С.Б., его представитель Джонова Н.Б. поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, просили решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации г. Элисты Челянов Э.В., возражая против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования и науки Республики Калмыкия, Отдел по опеке и попечительству Управления образования Администрации г. Элисты, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Коростова С.Б., его представителя Джоновой Н.Б., возражения представителя Администрации г. Элиста Челянова Э.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, исследовав учетное дело Коростова С.Б., представленное ответчиком, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
Отказывая Коростову С.Б. в иске, суд исходил из того, что на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, истец достиг 39-летнего возраста. С 18 и до достижения 23-летнего возраста он не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако, данное право не реализовал. Доказательства наличия уважительных причин, объективно препятствовавших его обращению в компетентные органы с соответствующим заявлением, им не представлены.
С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу 4 ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Исходя из указанных норм, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в возрасте от 18 до 23 лет указанных категорий, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действующей в настоящее время, в том числе с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, с 1 января 2013 г. утратил силу пункт 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки сохраняются за лицами, не достигшими возраста 23 лет на момент постановки на учет.
Как установлено судом, Коростов С.Б. родился ХХХ года, его матерью является ХХХ. Сведения об отце ХХХ в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери. Решением народного суда Октябрьского района КАССР от 23 апреля 1987 года мать лишена в отношении сына родительских прав. Истец являлся воспитанником ГОУ "Элистинский детский дом". С заявлением о постановке Коростова С.Б. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 31 октября 2013 года обратилась его представитель Джонова Н.Б.
Постановлением Администрации г. Элисты от 27 ноября 2013 года N 4990 истец был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации г. Элисты от 27 мая 2016 года он снят с указанного учета в связи с достижением возраста 23 лет на момент постановки на учет.
Однако доказательства наличия объективных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период достижения им возраста с 18 до 23 лет, им не представлены.
Довод истца об уважительности причины пропуска срока постановки на учет, в связи с длительным сроком нахождения в местах лишения свободы по приговорам Элистинского городского суда от 21 сентября 1990 года и от 26 ноября 1997 года, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку со дня достижения совершеннолетия, с июня 1992 года и до заключения под стражу 04 апреля 19ХХ год, (с 18 лет и до 22 лет 10 месяцев), будучи не лишенным свободы, он не реализовал свое право и не обратился в орган местного самоуправления с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, нахождение истца в местах лишения свободы не препятствовало его обращению в 2013 году к ответчику по указанному вопросу через своего представителя Джонову Н.Б.
Довод истца о том, что органы опеки и попечительства не разъяснили ему как выпускнику детского дома его право на обеспечение жильем и необходимости обращения с соответствующим заявлением, является неубедительным, поскольку на такой орган возлагалась обязанность по защите прав истца в период, когда он был несовершеннолетним. Вместе с тем этот довод не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Таким образом, установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Предоставление жилого помещения лицам старше 23-летнего возраста, которые ранее относились к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, возможно только при наличии уважительных причин, которые свидетельствовали бы о невозможности своевременной реализации данного права, либо о наличии препятствий для реализации данного права. Сведений об указанных причинах в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы реализация данного права не является бессрочной.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения Администрации г. Элисты о снятии с учета, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и восстановлении его на этом учете, не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены верно, содержащиеся в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием к отмене решения, судом не допущено. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коростова С.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи А.В. Андреева
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.