Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Кашиева М.Б.,
судей
Джульчигиновой В.К. и
Лиджиева С.В.,
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова М.В. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя ответчика Ванькаевой Г.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, доводы представителя ответчика Шамакова В.А., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Максимов М.В. обратился в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее - Минздрав Республики Калмыкия, Министерство), Министерству финансов Республики Калмыкия (далее - Минфин Республики Калмыкия), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - ТФОМС Республики Калмыкия) и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Мотивировал тем, что 31 декабря 2015 г. Минздравом Республики Калмыкия с ним заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. В установленный договором срок и до настоящего времени единовременная компенсационная выплата ему не перечислена. Просил суд взыскать с Минздрава Республики Калмыкия в его пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей в равных долях по 500 000 рублей за счет бюджета ФФОМС и за счет средств республиканского бюджета.
В судебное заседание истец Максимов М.В., представители ответчиков - Минфина Республики Калмыкия и ФФОМС не явились.
Представитель ответчика - Минздрава Республики Калмыкия Шамаков В.А. иск не признал, пояснив, что по заявке Министерства о выделении межбюджетных трансфертов, направленной в ФФОМС и Минфин Республики Калмыкия, денежные средства на перечисление Максимову М.В. единовременной компенсационной выплаты не поступили.
Представитель ответчика - ТФОМС Якушкин Д.А. иск также не признал, пояснив, что территориальный фонд не имеет обязательств непосредственно перед истцом.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. исковые требования Максимова М.В. удовлетворены. С Министерства в пользу Максимова М.В. взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб. в равных долях по 500 000 руб. за счет средств ФФОМС и республиканского бюджета.
В апелляционной жалобе представитель ФФОМС Ванькаева Г.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска ввиду неправильного применения норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что отсутствие заявок на доведение бюджетных ассигнований и ненаправление заявок в соответствующие инстанции не могут служить исключительными основаниями для нарушения прав и интересов истца на получение единовременной компенсационной выплаты в полном объеме. Указывает, что в нарушение ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) в 2015-2016 годах ФФОМС не получал заявки на получение иного межбюджетного трансферта из бюджета фонда для единовременной компенсационной выплату Максимову М.В. Полагает, что в 2016 году Максимов М.В. не имеет права на единовременную компенсационную выплаты, поскольку не соответствует критериям, установленным Законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. Перечисление денежных средств из бюджета ФФОМС на осуществление единовременной компенсационной выплаты непосредственно медицинскому работнику является нарушением требований Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя иск Максимова М.В., суд первой инстанции руководствовался ст. 51 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, Порядком предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющим высшее образование, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия N 455 от 11 декабря 2015 г. Суд исходил из возникновения у медицинского работника Максимова М.В. права на получение единовременной компенсационной выплаты по договору о предоставлении такой выплаты.
С таким выводом суда следует согласиться.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
Как видно из ст. 50, ч. 12.1-12.5 ст. 51 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 374-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), в рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Таким образом, приведенное законоположение определяет критерии, при соответствии которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в ч. 12.2 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ.
В частности, упомянутым законоположением предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать, помимо прочего, обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Из анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников посредством принятия нормативного правового акта, обязывающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в случае соответствия данного медицинского работника критериям, перечисленным в ч. 12.1 ст. 51 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, и после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения. В противном случае указанная обязанность по заключению договора о предоставлении выплаты у уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не возникает. Иных оснований для отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в том числе отсутствие у субъекта Российской Федерации необходимых денежных средств для осуществления указанной единовременной компенсационной выплаты, нормы Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ не содержат.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Республики Калмыкия приняло постановление от 11 декабря 2015 г. N 455 "Об утверждении Порядка предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта" (далее - Порядок), тем самым взяв на себя обязательства по софинансированию с ФФОМС единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, соответствующим критериям, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, которые прибыли (переехали) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, расположенные на территории Республики Калмыкия, из другого населенного пункта.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 7, 13 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (далее - выплата) предоставляется медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта (далее - медицинские работники) и заключившим договор с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия. Решение о предоставлении выплаты оформляется приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия. Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Республики Калмыкия. Выплата перечисляется медицинскому работнику в течение 30 дней со дня заключения договора.
Из материалов дела видно, 01 сентября 2015 г. Максимов М.В. принят на работу в бюджетное учреждение Республики Калмыкия "" ... " районная больница" на должность врача-" ... " на неопределенный срок. 31 декабря 2015 г. Минздрав Республики Калмыкия заключил с Максимовым М.В. договор N " ... " о предоставлении ему единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт.
Следовательно, у Максимова М.В. возникло право на получение единовременной компенсационной выплаты.
Согласно п. 2.2 договора (л.д. 11) Минздрав Республики Калмыкия обязан перечислить сумму выплаты на лицевой счет медицинского работника в течение тридцати дней со дня заключения договора.
Судом установлено, что до настоящего времени Минздрав Республики Калмыкия единовременную компенсационную выплату Максимову М.В. не произвел.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания с Минздрава Республики Калмыкия в пользу Максимова М.В. невыплаченной ему единовременной компенсационной выплаты.
Довод апелляционной жалобы представителя ФФОМС Ванькаевой Г.В. о том, что у Максимова М.В. не возникло право на получение такой выплаты ввиду отсутствия поступивших в ФФОМС соответствующих заявок на предоставление иного межбюджетного трансферта, является необоснованным, поскольку не относится к числу оснований для отказа в предоставлении выплаты, предусмотренных п. 5 Порядка.
Как правильно указал суд в решении, обязанность по компенсационной выплате вытекает из договора, которая не исполнена ответчиками в соответствии с его условиями и требованиями закона.
В связи с тем, что вышеприведенными нормативно-правовыми актами и условиями договора (п. 1.2) предусмотрено финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета ФФОМС в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то указанный договор, неисполненный в определенный срок, создает для ФФОМС, участвующего по делу в качестве соответчика, обязанность по его исполнению.
В вышеприведенных нормативных актах также не предусмотрено, что указанная выплата не будет производиться в случае получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недостаточного финансирования на выплату компенсаций.
Исполнение субъектом Российской Федерации публичных нормативных обязательств не может зависеть от наличия средств в его бюджете, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его Определениях от 27 декабря 2005 г. N 502-О, от 02 декабря 2006 г. N 56-О, от 03 февраля 2010 г. N 136-О-П, отнесение социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает, что ответственность за состояние дел в данной сфере возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П также указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств. Иное означало бы отказ государства от выполнения своих обязательств, что подрывает доверие граждан к его действиям.
Таким образом, отсутствие у ФФОМС соответствующей заявки не должно препятствовать реализации истцом права на получение такой социальной выплаты.
Ссылка в жалобе на то, что ФФОМС не является стороной договора о предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты, не может служить основанием к отмене решения суда. На основании ч. 3 ст. 308 ГК РФ на ФФОМС лежит обязанность исполнить условия договора о выплате единовременной компенсации истцу в равных долях с субъектом Российской Федерации.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Ванькаевой Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи: В.К. Джульчигинова
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.