Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.,
судей Джульчигиновой В.К., Андреевой А.В.,
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Убушуева Д.З. к Администрации г. Элисты о восстановлении срока обращения для постановки на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя истца Санджиевой В.Б. на решение Элистинского городского суда от 18 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения представителя истца Санджиевой В.Б., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Убушуев Д.З. обратился в суд с иском к Администрации г. Элисты о восстановлении срока обращения для постановки на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что в возрасте ** лет уехал в Индию, где обучался в период с " ... " г. по " ... " г. В " ... " г. умерла его мать " ... ", являвшаяся одинокой матерью, в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери. В 2014 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением главы Администрации г. Элисты от " ... " г. N " ... " снят с очереди в связи с достижением возраста 23 лет на момент постановки на учет. Указывает, что из-за правовой неграмотности своевременно не обратился к ответчику с заявлением о включении его в названный список. Просил восстановить срок обращения для постановки на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец Убушуев Д.З., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель истца Санджиева В.Б. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г. Элисты Мучкаева А.В. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации г. Элисты Инджиева Л.И. просила в иске отказать.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 августа 2016 г. в удовлетворении исковых требований Убушуева Д.З. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Санджиева В.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска ввиду неисполнения органом опеки и попечительства обязанности по разъяснению истцу социальных гарантий, в том числе о праве на льготное обеспечение жильем. Указывает, что срок исковой давности по защите нарушенного права следует исчислять с 31 мая 2016 г., когда истцу стало известно о снятии с льготной очереди.
Заслушав представителя истца Санджиеву В.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Убушуева Д.З., суд руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил того, что законом установлен предельный возраст льготного обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, истцом не представлено доказательств уважительности причин, препятствующих своевременному обращению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С такими выводами суда следует согласиться ввиду их соответствия нормам материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По смыслу приведенных положений, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) в статью 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон N 159-ФЗ, в том числе в его статью 8, внесены изменения. Действие этих изменений распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно подп. 3 п. 4 ст. 8 названного Федерального закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, с достижением совершеннолетия (18 лет) и до достижения возраста 23 лет лица из указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в вышеназванном Законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью.
Как установлено судом, Убушуев Д.З., " ... "г. рождения, в возрасте до " ... " лет остался без попечения матери У.Р.О., являвшейся одиноким родителем, умершей " ... "г. в Кетченеровском районе Республики Калмыкия. В свидетельство о рождении истца сведения об отце внесены по заявлению матери истца.
В период с " ... " г. по " ... " г. Убушуев Д.З. обучался в Индии, с января 2005 г. по настоящее время работает переводчиком в Центральной религиозной организации Калмыцкий центральный буддийский монастырь "Геден Шеддуп Корлигн".
Постановлением главы Администрации г. Элисты от 7 ноября 2014 г. N 5341 Убушуев Д.З. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на основании заявления от 24 октября 2014 г.
Постановлением главы Администрации г. Элисты от " ... "г. N " ... " Убушуев Д.З. снят с указанного учета со ссылкой на утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 23 лет в момент постановки на учет.
Установленные судом фактические обстоятельства дела сторонами не оспариваются.
При таких данных, истец на момент обращения с заявлением статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обладал, поскольку достиг 23-летнего возраста, в связи с чем положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространялись.
Указанные истцом обстоятельства в обоснование уважительности причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет: правовая неграмотность, обучение в Индии в период с " ... " г. по " ... " г., не могут быть признаны уважительными причинами, так как недееспособным истец не признан, по приезду из Индии в течение двух лет имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Также нахождение истца в Индии не препятствовало ему обратиться в уполномоченный орган в письменной форме.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Убушуев Д.З. до достижения возраста 23 лет не обращался в уполномоченный орган по вопросу предоставления ему жилого помещения, уважительных причин пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет не представлено, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм действующего законодательства, направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела, в связи с чем не могут являться основаниями для отмены решения суда.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Санджиевой В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. Джульчигинова
А.В. Андреева
Копия верна. Судья А.В. Андреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.